Редакция и редакционный совет журнала «Отчий край» сердечно поздравляют Василия Степановича Макеева с 75-летием со дня рождения и желают юбиляру здоровья и новых творческих свершений!

Первая книга Василия Степановича Макеева «Небо на плечах» увидела свет в 1966 году, в год окончания им средней школы. А первое стихотворение… спустя двадцать лет, в 1986-м. Парадокс? Отнюдь нет. Вот это стихотворение, сочиненное десятилетним школьником хутора Клейменовский Новоаннинского района Сталинградской области (здесь 29 марта 1948 года поэт родился)…

На лугу сидит Лука,

На Луке висит рука,

На руке висит рукав…

Ты остался в дураках!

Правда, войдя через два десятилетия в детскую книжку «Стихи про Настю», оно несколько — по этическим соображениям — преобразовалось: в последней строке вместо «в дураках» стало «в лопухах», свидетельствуя, увы, об утрате зрелым поэтом творческой «смелости» детских лет.

Много подобных стихов писал В. Макеев в школьные годы, с особенным удовольствием сочиняя некороткой дорогой из Клейменовки в хутор Вихляевский, где была ближайшая восьмилетняя школа, в которую родители-колхозники определили своего сына-книгочея, запоем декламировавшего есенинские стихи. Есенин — любовь поэта от младых ногтей — на всю жизнь. Ему, «самому человечному из поэтов», он и посвятил стихотворение, которое открывало его первую книгу, засвидетельствовав тем самым свою поэтическую «родословную» и свое эстетическое кредо:

Самый человечный из поэтов,

Баловень и солнца и грозы,

Многое тобою перепето,

Многое не выпелось в груди.

Ветры васильковые над Русью

Ратные мусолят имена,

Но своею песенною грустью

Лишь тебе обязана струна.

Кто же твою славу приумножит,

Песней расплеснувшись в синеве?..

Мне б хотелось,

потому что тоже

Солнышко ношу на голове.

После восьмилетки В. Макеев уехал продолжать образование в среднюю школу в райцентр. Настойчивые занятия поэтическим творчеством дали первые плоды. С 1962 года, когда было опубликовано стихотворение «Соловей», рекомендованное к печати Ф. Суховым, поэзия его получила постоянную прописку на страницах новоаннинской районной газеты «Авангард», в областных газетах. А первая книга вышла с проникновенным напутствием Михаила Луконина: «…Макеев принадлежит поэзии, а поэзия принадлежит ему. Природное чувство слова, эмоциональность, душевная щедрость, чуткость, красочность, острое поэтическое зрение — его сила.

Поэзия его совсем молода, она застенчива и первозданна, мудра и глубока, в ее юном сердце клокочет большая любовь к родной земле и к родным людям. Это поэзия с широко открытыми глазами».

М. Луконин определил главнейшие качества макеевской поэзии, которые получили дальнейшее развитие и в годы учебы в Литературном институте, куда молодой поэт был принят сразу после окончания одиннадцатого класса, и в годы работы сначала в волгоградской областной газете «Молодой ленинец», а затем — с 1972 по 1980 год — редактором Нижне-Волжского книжного издательства.

Вторая книга — «Околица», дипломная работа выпускника Литинститута, вышла в год окончания его поэтом (1971) и послужила основанием для принятия его в Союз писателей. Однако такая благосклонность судьбы к молодому поэту, как справедливо отмечалось в критике, имела и свои отрицательные последствия: «Стихи его обрели строгую изящность формы, но в какой-то мере утратили силу живой непосредственности, силу родства с непосредственными впечатлениями от непрерывно развивающейся жизни»1. Этот опыт «непрерывно развивающейся жизни» пришлось восполнять многочисленными разъездами по стране, частыми поездками к родному «источнику» — отчему дому, результаты которых сказались в последующих книгах В. Макеева: «Поклон» (1974), «Пора медосбора» (1978), «Сенозорник» (1979), «Под казачьим солнышком» (1983), «Хлеб да соль» (1987). Книги эти подтвердили и правильность избранного поэтом пути — пути освоения народного нравственного и эстетического опыта.

Чиров Д. Писатели Нижней Волги.

В последнее время довольно часто можно слышать сетования на то, что «поэзия земледельческого труда», как в свое время назвал кольцовское творчество Глеб Успенский, характерная для школы Кольцова или Есенина, описательна, статична, лишена философско-аналитического начала, интеллектуализма. Будто именно эти качества — сами по себе, независимо от писательского таланта — могут застраховать поэзию от каких-либо издержек и вторичности и заранее гарантируют ей долгожительство.

Отнюдь нет! Народный социально-эстетический опыт складывается веками. Он — к счастью! — трудно поддается эрозии под действием буйных ветров научно-технической революции и активизируемый «поэзией земледельческого труда» может стать одним из важных нравственно-стабилизирующих факторов общественного развития. Но для этого чрезвычайно важно, чтобы деревня была для поэта не темой, а сущностью его характера, его психологии, его мировосприятия, стала качеством его творческого мышления.

У В. Макеева все это есть. Он связан с деревней, с крестьянским бытом и трудом, с крестьянским характером взгляда на жизнь и мышление не литературными позывами и даже не фактом рождения, а глубочайшей нравственно-психологической связью, питающей каждый «атом» его поэзии. Его лирический герой непредставим вне изначально деревенского мира с его философией единства человека со всей окружающей стихией, с мыслью о единокровном родстве с землей и небом, с ветром и дождем, с травой, деревьями, зверьем:

Когда заря на крыльях петушиных

Над кровлей леса сядет на насест,

То тонкий запах бешеной крушины

Неуловимо чудится окрест.

Тогда мирюсь с осеннею печалью,

Рву паутины липнущую нить

И жизнь свою ничем не отличаю

От той, что в листьях тихо гомонит.

Шуми, листва.

Лирический герой В. Макеева предстает со всеми поэтически-мифологическими верованиями, свойственными народному сознанию, с преданьями, предрассудками, поверьями, в которых реальное и ирреальное находятся в таком фантастическом сочетании, что правда зачастую неотделима от вымысла, а вымысел зачастую предвосхищает правду. Лирический герой В. Макеева целиком погружен в сферу устойно-вековых начал земледельческой жизни, что легко читается даже в заглавиях стихотворений: «Сказание о вербе», «Бабушкины зароки», «Иван Травный», «Масленица», «Зимние заговоры», «Заклинание», «Веснянка» и др. И это своеобразная эстетическая позиция, идущая от стремления поэта разобраться не в случайных явлениях и психологических чертах народной жизни, а в коренных основах народного характера, живущего больше чувством, нежели умом:

Люблю плутать в приметах, прибаутках,

В догадках сна. Рассудочность скучна.

Что говорить, а в древних предрассудках

Неистребима жизни новизна.

Когда заходит солнышко за тучу…

Лирический герой В. Макеева не претендует на роль сусально-безгрешного «маяка», являющегося поучительным жизненным примером уже по самой своей безгрешности. Его эмоциональный мир не одномерен, психологически противоречив, а иногда и драматичен. В особенности там, когда он с обнаженной искренностью начинает осознавать свою оторванность от «почвы», свое одиночество в рассудочно-эгоистической среде, чуждой его нравственной основе, когда признается, что ему «осточертело сумрачно изгойствовать…». Но этой своей откровенностью, незащищенностью, этим органическим неприятием лицедейства, ставшего второй душой многих, он и притягателен для читателя, который настроился с поэтом на одну волну.

Да еще тем, что ему страстно хочется откровенного слова, откровенного чувства, поистине братских взаимоотношений между людьми. Это, пожалуй, один из лейтмотивов книг В. Макеева. «По сути, мы все на планете родня. И в жизни соседи, по сути», — заявляет он в стихотворении «Богатство от «бога», а бедность от «бед»… А затем продолжает эту мысль в стихотворении «Зачем глаза мне, коль не будет света…»:

Когда б мы жить друг другу не мешали,

То были б все улыбчивей стократ.

Особенно отчетливо эта позиция заявлена поэтом в стихотворении «Доброта», пронизанном верой в то, что, несмотря ни на какие невзгоды, «в природе быть и славиться добру».

В. Макеев — лауреат Всесоюзного телевизионного конкурса молодых поэтов, посвященного XV съезду ВЛКСМ (1966) и премии Волгоградского комсомола за 1985 год. Его стихи печатались в журналах «Юность», «Знамя», «Волга», «Сельская молодежь», в центральных газетах «Советская Россия» и «Литературная Россия».

С 1971 по 1985 год В. Макеев руководил литературной студией при Волгоградском отделении Союза писателей, не прекращая этой работы и в годы профессиональной писательской деятельности (1980—1986). С 1986 по 1989 год он работал директором клуба литераторов имени М. Луконина, позднее — в журнале «Нива». Сейчас в газете «Крестьянское слово».

  1. I. Основные публикации
  2. Стихи. — В кн.: День волжской поэзии. — Саратов: Приволжское кн. изд-во. — 1963.
  3. Небо на плечах. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1966.
  4. Дерево. — Знамя. — 1966. — № 6.
  5. Отчий дом. Барыня. — Сельская молодежь. — 1966. — № 7.
  6. В своем краю срублю себе избу… — Юность. — 1966. — № 11.
  7. За сеном. — Сельская молодежь. — 1967. — № 2.
  8. Стихи. — Волга. — 1967. — № 9.
  9. Отчий дом. Имя. — В кн.: Библиотека современной молодежной прозы и поэзии. Т. 5. — М.: Молодая гвардия. — 1967.
  10. Поэтические тетради. — Сельская молодежь. — 1969. — № 3.
  11. Стихи. — Сельская молодежь. — 1970. — № 10.
  12. Околица. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1971.
  13. Поклон. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1974.
  14. Стихи. — Волга. — 1976. — № 9.
  15. Пора медосбора. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1978.
  16. Сенозорник: Стихи и поэма. — М.: Современник. — 1979.
  17. Под казачьим солнышком. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1983.
  18. Стихи. — Советская Россия. — 1985, 25 июля.
  19. Стихи про Настю. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1986.
  20. Хлеб да соль. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1987.
  21. Стихи. — В кн.: Утренние колокола. — Волгоград. — 1993.
  22. Стихотворения. — Волгоград: Станица. — 1994.
  23. Критическая литература
  24. Каплаух Л. Явление поэта. — Волгоградская правда. — 1966, 14 октября.
  25. Окунев Ю. Василий Макеев. — Молодой ленинец. — 1966, 23 марта.
  26. Ряшин В. Открытие себя. — Молодой ленинец. — 1966, 26 августа.
  27. Тазов В. Неиспорченная талия. — В мире книг. — 1966. — № 11.
  28. Куликов Б. Любовь и боль моей земли. (Заметки о волжской поэзии). — Волга. — 1969. — № 11.
  29. Корнеев А. «И вновь иду по вспаханной земле…» — Молодой ленинец. — 1971, 6 февраля.
  30. Кугультинов Д. Первые книги. — Литературная газета. — 1971. — № 52, 22 декабря.
  31. Кугультинов Д. Истинная поэзия всегда рождается жизнью: Доклад на пленуме правления Союза писателей РСФСР. — Литературная Россия. — 1971, 24 декабря.
  32. Склярская Л. «…В обществе прибавилось поэтом». — Волгоградская правда. — 1971, 9 мая.
  33. Медведев А. Две любви. — Москва. — 1972. — № 8.
  34. Боровиков С. «Ближе всех мне, конечно, Есенин…» — Волга. — 1973. — № 1.
  35. Чиров Д. (Рец. на кн.: Околица. — Волгоград, 1971). — Дон. — 1973. — № 7.
  36. Чиров Д. Василий Макеев. — В кн.: Чиров Д. Писатели Нижней Волги. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1973.
  37. Афанасьев А. Серебряная нить. — Волгоградская правда. — 1974, 18 сентября.
  38. Васильев В. Поклон родной земле. — Волга. — 1975. — № 2.
  39. Мызиков В. Искренность. — Волгоградская правда. — 1978, 19 сентября.
  40. Зубков Дм. Шушукающие откровения. — Литературная газета. — 1979. — № 24, 13 июня.
  41. Киреева А. Ревнуя к Копернику. — Юность. — 1981. — № 9.
  42. Мызиков В. «В природе быть и славиться добру…» — Волгоградская правда. — 1983, 23 июня.
  43. Смирнов В. Память народного опыта. — Волга. — 1988. — № 7.
  44. Кузьмина Т. Василий Капельник. — Отчий край. — 1996. — № 2.

Виталий Смирнов,

первый главный редактор журнала «Отчий край», доктор филологических наук, профессор Волгоградского государственного университета, академик Санкт-Петербургской Академии наук

(из книги «По следам времени»)

А здесь можно посмотреть видеосюжет «Новоаннинских вестей» о нашем юбиляре — http://avangardnews.ru/video/media/2023/3/29/s-yubileem-zemlyak-video/

 

Справка «Отчего края»:

МАКЕЕВ Василий Степанович –  поэт, публицист, эссеист, член Союза писателей России.

Родился в 1948 году. Живёт в Волгограде.

Окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Работал директором Волгоградского Дома литераторов имени Михаила Луконина. На протяжении 35 лет возглавлял литературную студию при Волгоградской областной писательской организации. Автор 25 книг поэзии и публицистики.

Заслуженный работник культуры РФ. Почетный гражданин Волгоградской области. Дважды лауреат государственной премии Волгоградской области, Большой литературной премии Союза писателей России, всероссийских литературных премий имени Василия Тредиаковского и «Сталинград», премий имени Михаила Луконина, имени Волгоградского комсомола и имени Виктора Политова, лауреат всесоюзного телевизионного конкурса молодых поэтов. «Человек года – 1998» — регионального конкурса «Провинциальная муза». Включен в энциклопедию «Лучшие люди России» и энциклопедию Волгоградской области.

С «Отчим краем» поэт связан с 1994 года. В. С. Макеев не только публиковал здесь свою поэзию, но и несколько лет был заведующим отделом по связям с творческими организациями.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here