«СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ»

Просмотры 163

К 80-летию Александра Калягина

Экранизация вещь условная: не поддаётся оной язык, не передать его специфику, особенно – если речь о грандиозном варианте языка –  каков он у Гоголя; тем не менее, пятисерийник М. Швейцера «Мёртвые души» — редкая удача, а Чичиков в исполнение А. Калягина – подлинный перл.

Тут ощущение полного попадания в роль: так, будто и писался знаменитый персонаж под калягинскую игру: с блеском, тонкостью, приятной округлостью манер и речи: со всем ворохом пёстрых качеств, представляющих Чичикова таким, будто давно живёт среди нас…

А уж как актуальна афера, затеянная им, в нашенские времена!

Калягин у большинства телезрителей будет ассоциироваться с тётушкой, врывающейся в мир ладного особнячка, чтобы закипел фейерверк бурлеска.

И это действительно перл актёра: сколько шуток ушло в народ!

Как неповторимо-хорош великолепный, нагловатый пройдоха, вынужденно переодевшийся в женское платье…

В равной мере – Калягин блестящ и в главных ролях, и в эпизоде: вот Ванюкин из «Свой среди чужих, чужой среди своих» — вот желеобразное, отвратительное существо: дрожащее, представленное так органично, будто нет экрана.

Конечно, А. Калягин – прежде всего театр: и свой, созданный им – и серия театральных работ, галерея превосходно сделанных персонажей в других.

Он играл на Таганке, в театре им. Ермоловой, во МХАТе; он блистал в образе Галилея: словно противоположном тому, что создал Высоцкий; он выходил в роли Поприщина: и было нечто зловеще-провидческое в его исполнение.

Его Ленин был вылеплен мощно и округло; и – с противоположной стороны, сколь комично-нелеп и разоблачительно-правдив был Оргон из вечного, не ветшающего «Тартюфа»…

Классика, — репертуар, предлагаемый её, — столь естественно отражалась в монументальных зеркалах великого дара Калягина!

Его поведение – по нынешним меркам – уникально: никаких скандалов, никакой желтизны, мишуры, пустого мелькания: только дело, только работа.

И путь его, сияющий многими свершениями, представляется таким же – путь воплощения дара, чистоты, гармонии…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

МИХАИЛ КОНОНОВ: МУЖЕСТВО, ЗАДОР И МАСТЕРСТВО НА ЭКРАНЕ

К 85-летию со дня рождения Михаила Ивановича Кононова  «Чукотка – морозная жуть,»  и «Нет такой власти!» – изрекаемое феноменальным голосом Грибова, утыкающееся в упорство молодого начальника Чукотки… Великолепно-задорен, не может…

ЯЗЫКОВАЯ МОЩЬ И ТАЙНА ВЛАСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РОБЕРТА ПЕНН УОРРЕНА

К 120-летию Роберта Пенн Уоррена Мощно и густо, отчасти яростно звучит его поэзия, насыщенная интеллектуально и звуково, с таинственными, отчасти непривычными для русского читателя ходами: Дубы, морские исполины, В струенье…

СТАРЫЕ СКАЗКИ МАНЯТ СВОЕЙ НЕРАЗГАДАННОСТЬЮ…

Проступают контуры, усложняются силуэты… Симонетта Веспуччи, изображённая столько раз Боттичелли, остающаяся златовласой,  волосы спутаны прядями, сложены в орнамент страсти художника, волосы, какие трепал тогдашний ветер… У него нет возраста, у…