К 110-летию Альбера Камю

Чума приходила внезапно, — царица-чума, высылавшая вперёд себя полчища шерстистых, кусачих агентов: крыс; она приходила спонтанно – и забирала города, и никакое воинство не могло с ней сравниться. Она придёт внезапно и в современный мир: ну, почти современный – для нас: в основном романе Альбера Камю; она заставит каждого, из запертых в городе, проявить себя, как на войне…

Крысы будут замечены, их странная активность, их обильные смерти; чума придёт тогда, когда она уже не приходит в реальности: ибо необходима писателю для исследования человеческих качеств: на экзистенциальном ветру бытия.

…первым умрёт привратник, но никто ещё не поймёт, что это чума…

Алжирский город жарок, почти лишён растительности: чума развернёт полотнища именно над ним.

Алжир Камю – особенный: он европейский, и пропущенный через призмы всё того же экзистенциализма.

Доктор Риэ – своеобразный хроникёр, признающий только факты, чурающийся вымысла, как опаляющего огня.

Факты, которых не могло быть в 194… году, когда происходит роман, и – которые есть: пылают яростными письменами в тексте Камю.

…чума аллегорична, как ветхие, вечные, не ветшающие мифы, и она – предельно реалистична в изложение, подразумевающем и полилог, и беспрерывный разговор с самим собой.

Нужно преодолеть хаос: победа над чумой именно в этом и заключается; плюс – естественная необходимость выжить; а о смысле жизни – можно будет потом уже…

…Камю родился в Алжире, долго жил там: и североафриканская специфика наложила отпечаток на его восприятия мира: хотя бы – избыточной жарой, доказывающей, насколько человек зависим ото всего окружающего; в молодости у Камю был диагностирован туберкулёз, и учёба на какое-то время прервалась.

Но он заканчивает Алжирский университет, и пёстрый космос его чтения акцентируется на двух именах: Плотин и Августин Блаженный: то есть центральный полюс бытования Камю: поиск божественного.

Или – самого Бога: которого очень по-разному находят герои «Чумы»…

Разумеется, Камю переезжает во Францию.

Разумеется, он не находит ответа на вопрос: «Стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?..»

…миф о Сизифе подразумевает камень, в качестве персонажа: и иллюзия его, Сизифа, работы, сильно отдаёт иллюзиями жизни.

…которые, детально фиксируясь в «Постороннем», складываются в тяжёлую, реалистическую панораму, приводящую к конкретному, но и случайному преступлению.

Виновато алжирское солнце, слишком раскалившее мозг Постороннего?

…все мы тут сумасшедшие, как утверждал (ла) гусеница-шелкопряд: из мифической, пространно развёрнутой формулы-сказки Кэрролла…

Разные линии пересекаются, когда сталкиваешься с пустым, будто выжженным, квадратно-голым миром Мерсо: постороннего, которому нечем заполнить жизнь, кроме мелочей.

Сам ли виноват?

Камю исследует феномен пустого человека дотошно и пристрастно, подводя к странным выводам: только близость смерти может наполнить человека звёздным прорывом: когда не самим сияющим небом бездны.

…январский день 1960 года был обыденным: отзвучали праздники, дорога гладко стелилась впереди.

Автомобиль, за рулём которого был Мишель Галлимар, племянник знаменитого издателя, вылетел с дороги, и врезался в монументальный платан.

Камю погиб мгновенно.

Успел ли он перед смертью соприкоснуться с тем звёздным небом, которое символически живописал всю жизнь?

Или открылось оно ему уже после?

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here