Сложно сказать, добавляет ли вреда обществу литдеятельность Марининой: в условиях триумфа пустого прагматизма, дрянного делячества, энергичного эгоизма яды перестают различаться, воспринимаясь, как норма, и белое, давно выдаваемое за чёрное, находится в слишком опасном положение; однако, очевидно, что пропаганда Марининой, как писательницы – вредна.
Помилуйте, писательство и сочинение развлекательного чтива – совсем различные категории человеческой самореализации, и, выдавая за писательницу, да ещё и выдающуюся, именно производительницу низкопробщины, вы настолько меняете полюса, что имеете шанс утратить способность к прямохождению.
Масса текстов окружает современного человека – всюду, везде: но ведь никто не предлагает считать писателями изготовителей рекламных слоганов, или сочинителей инструкций по эксплуатации пылесосов: хотя – почему бы и нет?
Они же тоже из буковок составляют тексты…
Детектив вообще очень условно можно назвать литературой: он пишется ради другого, и строится по другим принципам; а размах марининской деятельности оглушает: серия за серией, глянцевые парады пустот, неистовство размножения томов…
Она дошла и до бытописательства – правда, тоже с элементами детектива, выстраивая чуть ли не семейные саги: однако, вся атрибутика пустоты никуда не делась: картонные, не пропечённые, не поднимающиеся со страниц персонажи, слишком надуманные ситуации, эмоции и чувства, исполненные так, что человеку, знакомому с русской классикой, в них не поверить.
Впрочем, кто с ней ныне хорошо знаком?
Разве представители поколений, постепенно сходящих со сцены…
Но – Маринина выгодна не только тем, кто делает на ней денежные пуды: она выгодна политикам: нейронная сеть человека огромна, но не бесконечна, и, заполняя частички её литературным мусором, выдаваемым за перлы, для подлинных перлов места не останется.
А чем менее человек эстетически развит, тем лучшим представителем электората он является.
Так, что всё логично: пропиарить (омерзительное словцо, плотно прописавшееся в пространстве современной речи) высокую современную литературу – например, романы Ю. Козлова или рассказы Д. Бакина – не удастся: тут для пропаганды нужны методы более благородные, чем может предложить пиар…
С Марининой – пожалуйста, всё пройдёт…
Так, что вред, конечно, есть – социальный вред, который и является собственно мерой псевдолитературного бытования Марининой.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик