Христос… Он въезжает на ослике в каменные громады Иерусалима, и пальмовые ветви летят под ноги серому.

1

Вряд ли – учение Христа распространялось медленно, как любая – тогда – информация.

Римлянам был нужен поцелуй Иуды, чтобы знать, кого брать: иначе приказ не был бы выполнен.

Христос наш брат и друг.

Христос наш Бог.

Непостижимый Христос, потаённый, сокровенный.

Есть крайняя степень ощущений, предельная: всё во всём, и всё взаимосвязано: так, первоначальная материя – перед большим взрывом – включала в себя всё, что в дальнейшем превратилось в миры и галактики.

Неуёмность творения – и снова разворачивающаяся Страстная.

Объявление у магазина: «За несколько пучков вербы – скидка».

Торговля всюду, всё становится её объектом, всё подчиняется её правилам; никогда ещё люди не были такими бытовыми материалистами, как ныне; никогда ещё так далеко не уходили от Христа, как в теперешнее, избыточно-технологическое время.

Нам непонятно, какую работу со своей душой производил Христос, а планка, поставленная евангельскими речениями, слишком высока, чтобы мы могли дотянуться.

Формальность Пасхи сегодня предельна: просто обряд, плюс – куличи вкусны с творожной сладкой массой.

А как видоизменять свою душу, насыщая её светом, чья субстанция определяет меру мира, технологии не дадут ответа.

2

«Буквально верую!» – говорит Раскольников, едва ли определяя вектор веры самого классика, своего создателя.

Феномен веры не подразумевает движения гор, и различные истолкования этого стиха не внесут прояснения.

Вероятно, вера имеет биологический, природный аспект – тесно связанная со страхом смерти, рисует она перспективы заоблачных странствий: которые никто не представляет; и даже чтение Д. Андреева не даст соответствующих ощущений.

Можно так истолковать определённый стих: ешьте хлеб-плоть-суть моего учения и пейте кровь-вино-сущность моих слов: то есть – следуйте мне.

Ибо не может же человек 21 века, в любом случае знающий определённый объём физиологии, верить в так называемое пресуществление.

Но именно физиология и не позволяет следовать за Христом.

Именно она: планка его требований поднята слишком высоко.

Если вообразить субстанцию, запустившую большим взрывом биллион галактик, то никакого верного отражения субъекта в объекте – в человеческом сознание – быть не может, то есть знание о Боге невозможно.

Остаётся довольствоваться тем, что есть: смутной надеждой, очень напоминающей веру.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Картина «Несение креста», Питер Брейгель Старший

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here