Андрей Тарковский был распят на собственной жизни, как на кресте. Снятый им «Андрей Рублев» — это «фильмом фильмов». Он сродни Библии — «книге книг»…

1

Мужик взлетает: что может быть логичнее для поэта: ведь краткую роль в «Андрее Рублёве» сыграл Николай Глазков.

Мужик взлетает, татарская конница мчится, монах, колоритно исполненный Никулиным, будет зверски убит; скоморох, поющий перчёные песенки, изуродован, дождь, вечно идущий, напоминает дождь вечной тоски.

Но – мальчишка отольёт колокол, и замрёт, глядя на тянущееся в небо древо.

«Андрей Рублёв» поражал сгущённостью красок: вроде бы истории, а на деле?

Едва ли люди могли быть такими, как сегодня: очевидно слишком отличались от нас.

Едва ли было так, так было.

Но показанное меняло души.

Как меняло их «Зеркало» — даже тем, как восстанавливало, точно показывая заново, великие картины.

…необычайно увиденная природа: замедленная, словно сердцем сердца почувствованная, и переданная через такую пейзажную силу, что непроизвольно ощущаешь мистическую составляющую в бытование ветра… травы…

…Сталкер может привести к цели, но – такова ли цель?

В пустоте странного помещения звонящий телефон, как символ тщеты докричаться до другого.

Много символов у Тарковского.

Символ одинокого, неустанного размышления: Солоницын.

Цвета, краски.

Всё необычно.

Всё собирается в величественное наследие.

2

Многажды взлетавший в поэзии Николай Глазков взлетит и в кино: чёрно-белый, но такой цветной полёт его будет не долог, но дерзновение безымянного мастера продлится в века.

Нити дерзновения тянутся в них, в них, и миссия, возлагаемая на определённых людей, слишком значительна, чтобы ею можно было пренебречь.

Такую исполнял и Тарковский.

Его кинематограф определён многими составляющими: литературой, живописью, жизнью, их объединяющей…

Никто так трепетно не показывал живопись: охотников ли на снегу, иконопись.

Путь Сталкера – путь человека от мечты к действительности; только путь этот связан с самою сущностью человеческой начинки, которая часто оказывается изнанкой его самого.

Что отражается в Зеркале?

Возможно, модель вселенной режиссёра?

Феноменально показана природа в «Зеркале»: она ощущается кожей сердца – или теми фибрами души, что настроены на предел эстетического восприятия.

Ворох жизни, наполняющий ёмкости «Зеркала», велик.

Конкретика и фантазия сходятся, сложно переплетаясь.

Вероятно, фантазия есть и в «Андрее Рублёве», но тогдашнее время не восстановить таким, как было.

Едва ли терзания Рублёва, показанные в фильме, были реальностью для иконописца: это современное видение.

Но – именно оно расширяет возможности искусства, остающегося навсегда.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here