Самое время читать первый номер журнала «Отчий край» за 2024 год! Да, это очередной юбилейный год — теперь уже Маргариты Агашиной. В волгоградском же литературном «толстяке» представлены не только воспоминания о Маргарите Константиновне, но и вообще всё лучшее, чем можно порадовать читателей! Номер, как собственно и всегда, со знаком качества — у нас опубликованы произведения таких мэтров, как Борис Екимов, Александр Проханов, Николай Зиновьев, Василий Козлов и Борис Лукин. Из молодых и талантливых авторов — Андрей Антипин с новым эссе. Это цвет отечественной литературы! Поэты и прозаики. Любому изданию было бы за честь сотрудничать с ними. Итак, к номеру!
Первый номер открывает дискуссионная статья о современной классике «Семья и школа в прозе Бориса Екимова», написанная литературоведом Светланой Переваловой. Статья посвящена «простой и честной» прозе Бориса Екимова — прозе, за каждое слово в которой мэтр отвечает. Редакция же в свою очередь начинает публиковать екимовские рассказы из его нового сборника «К тёплому морю», погружающего в самобытный в мир русской деревни.
И вновь наших читателей увлекает за собой Александр Проханов — прозаик хорошо известный и в стране, и в мире. Его поистине эпохальный роман «День», повествующий о трагических мгновениях недавнего прошлого России, мало кого оставит равнодушным. Да, такова сила факта, ставшего художественным откровением!
Заметным событием для читателей будет и новая военная повесть Николая Иванова — «Пока играет флейта…» В кровоточащем, как рана, произведении рассказывается о воющем Донбассе, о воюющей России.
Кроме того, журнал заканчивает публикацию нового романа «Дневник унтер-офицера» Владимира Д. Дьяченко. Невозможная, казалось бы, история Швабрина из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина становится по-шекспировски возможной. Это — литературный эксперимент, который, несомненно, удался! А значит, заслуживает нашей рекомендации!
Магия реальной жизни оборачивается магическим реализмом в новом романе «Тайная книга Аристотеля» Самида Агаева. Сюжет, не уступающей занимательностью «Тысяче и одной ночи». Философия. Образы. О, из чего только не соткана эта удивительная история! Рекомендуем и её!
Заслуживают всяческого внимания продолжения криминального чтива «Как нас убивали…» Александра Цуканова и нового исповедального цикла рассказов «Одинокий голос человека» Магомеда Кадирбекова. Это всё о жизни и о нас, но с такими разными знаками.
В рубрике «Проза» представлены также рассказы — «Сократ по объявлению» Екатерины Маевской, «Петербургские рассказы» Евгения Мирмовича, «Сильная любовь» Дмитрия Воронина и «Ластик» Сергея Фирсова. Авторы рассказывают свои истории так, что в них нельзя не поверить. Даже если эти истории фантастические! Вспомним в связи с этим Ф. М. Достоевского, который говаривал, что фантастичнее жизни ничего не бывает.
Рубрика же «Поэзия» превратилась в дорогую низку образов и смыслов! Своим самым сокровенным делятся Николай Зиновьев («Мир занят блудом и собой…»), Василий Козлов («Сияет вечная надежда…»), Никита Самохин («Песня смерти»), Дмитрий Аникин («Богатый гость Садко»), Дмитрий Коржов («Русское солнце над Крымом»), Наталья Мурзина («Сначала — Родина!»), Николай Малышев («Мир то цветёт, то увядает…») и Светлана Уланова («Добрые стишата»). Что ж, вышло весьма впечатляюще! А как иначе, ведь под одной обложкой собраны самобытные поэты. И судить их нужно только тем судом, который «они сами над собой признают».
Никак нельзя пройти и мимо рубрик «Опыты чтения» и «Книжник Куимов». В одной — Андрей Антипин всем своим эссе «Я люблю эту зрелую позднюю горечь» славит Василия Козлова, поэтический дар которого бесспорен. А в другой — сам же Олег Куимов увлечённо доказывает, что повесть Александра Лепещенко «Магнум, прощай!» проходит по разряду постмодернизма. Что, конечно, спорно, но не безынтересно! В общем, можно и поинтересоваться, и поспорить!
И, наконец, Татьяна Батурина, как водится, стоящая особняком. В пространном эссе «Берёзка» она обращается к Мнемозине и воздаёт должное Маргарите Агашиной, чей 100-летний юбилей мы отмечаем в этом году. Поэтому рассказ об именитой волгоградской поэтессе и помещён в рубрику «Имена».
Рекомендовать стоит, в целом, и документалистику.
Так, в рубрике «Живём и помним» Борис Лукин в статье «Михаил Тарковский на Донбассе» разбирается в истоках СВО, ведя диалог о главном с самим Михаилом Александровичем. А вот Татьяна Федосеева в рубрике «Скрепы судьбы», напротив, ведёт диалог со временем, скрупулезно восстанавливая в своём дебютном документальном повествовании «Контуженое детство» трагические сталинградские события.
Ну а рубрику «Русская мысль» представляет, открывая всё новое и новое, дебютный документальный роман «Обратная сторона океана» Евгения Переверзева. И вот уже пред мысленным взором автора-яхтсмена проплывают времена. А ещё — опасности, поджидающие в пути. Впрочем, новоявленный Одиссей всё преодолеет и всех перепобедит!
Краевед же Александр Смирнов «подкидывает» всем нам загадки — его статья «Метеорит «Сарепта», или Научный детектив» вся из них, собственно, и состоит. Что ж, читаем статью в рубрике «Терра инкогнита» и пробуем разгадать!
Традиционные подарки читателям сделали, конечно, художественный редактор Вадим Жуков (графика и живопись) и бильд-редактор Евгений Гудименко (фотографии). В номер также вошла компьютерная графика — Вадима Цуканова.
И ещё. Первый номер представлен авторами Волгограда и его «окрестностей», а также Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Иркутска, Усть-Илимска, Калининграда, Самары и Малых Дербет (Республика Калмыкия). Так что география авторов ширится! Явлена литература. Стиль. А значит, самое время читать!
Александр Лепещенко,
главный редактор журнала «Отчий край»