Самое время читать первый номер журнала «Отчий край» за 2023 год! Это — специальный выпуск, посвящённый 80-летию Сталинградской победы. В волгоградском литературном «толстяке» собрано лучшее, чтобы порадовать читателей! Номер получился особенным — у нас опубликованы произведения таких мэтров, как Борис Екимов, Станислав Куняев и Юрий Кузнецов. Это цвет отечественной литературы! Любому журналу было бы за честь сотрудничать с такими прозаиками и поэтами. А ещё в специальном выпуске военная проза и поэзия Луганщины. Итак, к номеру!

Важное уточнение.

Сталинград — не самое крупное сражение Великой Отечественной и Второй мировой войны: по численности участвовавших войск он уступает Курской битве, по длине фронта — Московской, а по продолжительности — битве за Кавказ. Но в трагической графе самых кровавых сражений войны Сталинграду, без сомнений, принадлежит первое место.

Именно поэтому сталинградская тема и вошла в отечественную литературу настолько прочно. Прослеживается это и в первом номере «Отчего края». А открывает номер хрестоматийное стихотворение «Добро должно быть с кулаками» Станислава Куняева. Оно, собственно, и задаёт тон всему специальному выпуску. В рубрике же «Современная классика» вниманию читателей предлагается пронзительный рассказ «Живые помощи» Бориса Екимова. А сколько трагизма в поэме «Сталинградская хроника. Оборона» Юрия Кузнецова! Только Юрий Поликарпович и смог выразить так в поэзии самые тяжёлые дни битвы.

В  рубрике «Скрепы истории» всеми возможными гранями блистает документальное исследование первого главного редактора журнала «Отчий край» Виталия Смирнова. В довольно пространном повествовании Виталия Борисовича — «Заря на закате» — рассказывается о разгроме немецкой группировки Паулюса. Её поражение в Сталинграде было настолько сокрушительным, что в Третьем рейхе даже траур объявили. По словам немецкого генерала и военного историка Курта фон Типпельскирха, «шок от происшедшего усилило осознание того, что уже второй год подряд немцы наносили тяжелые поражения советской армии — но только для того, чтобы она вновь восстала из небытия и в свою очередь уничтожила лучшие части Вермахта».

И снова к прозе.

Писатель Владимир Овчинцев хорошо известен в городе на Волге. А вот его «Зойку» — сталинградскую повесть — читателям ещё только предстоит узнать. Трагедия если и не шекспировского масштаба, то уж точно не воробейчикового. И потому с глубоким удовлетворением рекомендуем это произведение к прочтению!

Кроме того, журнал начинает публикацию и новых военных повестей «Верность» Виталия Ручкина и «Букан» Анатолия Егина. Пропускать их точно не стоит, по многим причинам: и богатая фактура, и авторское осмысление заявленной темы. Заслуживают внимание и рассказы  —  «Дедова медаль» Олега Куимова и «Трофейная ёлка» Виктора Борисова. Право, атмосферные произведения! Следует упомянуть и «Сталинградские рассказы» Вербы. Последние хороши ещё и тем, что почти буквально записаны со слов очевидцев  —  детей Сталинграда.

Органично вошли в номер также военные произведения авторов Луганщины. Так, в рубрике «Проза» читатели могут познакомиться с рассказом «Честь имею» Светланы Тишкиной, а в «Поэзии» — со стихотворными подборками Александра Сигиды («Вместо репортажа»), Елены Заславской («Zаписки Vетерана Апокалипсиса») и Юлии Богини («Мы за Родину вновь бы сражались»). И да, эти авторы, по известному выражению Владимира Маяковского, к штыку приравняли перо. Ведь они видели войну! Знают о ней не понаслышке!

А вообще, в рубрике «Поэзия» публикуются как хорошо известные читателям поэты — Никита Самохин («Поступь русского солдата») и Евгений Пахомов («Жили-были… всем простили…»), так и те, чьи имена надо, безусловно, открывать — Валентина Рженецкая («Взрослые дети»).

Литературоведение также представлено в номере основательно.

В рубрике «ЛиTERRAтура» Александр Балтин рассказывает о военных поэтах Великой Отечественной («Эмаль орденов — наша щедрая кровь…»), а в рубрике «Опыты чтения» критик вчитывается в роман норвежского классика Сигурда Хёля («Фашизм смердит — «Моя вина»). В рубрике «Имена» можно прочитать работу Василия Супруна, Зулейхан Беданоковой и Учужука Панеша об основоположнике современной адыгейской прозы Темботе Керашеве («Рыцарь адыгейской литературы»). А вот Татьяна Батурина в рубрике «Живём и помним» повспоминала о поэте Льве Кривошеенко и о былом («Ковш лучистой воды»), за что ей огромное спасибо! А в рубрике «Азбука веры» Батурина даёт возможность читателям узнать об удивительном открытии («Из рода Симеонов»), которое ей удалось совершить, изучая редкие документы.

Рекомендовать стоит и документалистику.

«Скрепы судьбы» — рубрика, в которой регулярно публикуются не придуманные истории, на этот раз Анны Богдасаровой («Чудом не расстреляны») и Деи Вразовой («Бекетовские разведчики»). Это документальные повествования и о совсем неизвестных людях, и о героях, которых мы все помним и чтим.

Традиционные подарки читателям сделали, конечно, художественный редактор Вадим Жуков (графика и живопись) и бильд-редактор Евгений Гудименко (фотографии), а также, специально к юбилею, — художники-баталисты и фотографы времён Великой отечественной войны, работы которых взяты из коллекции Музея-заповедника «Сталинградская битва».

Самый же главный подарок — выход номера не только в электронном, но ещё и в печатном виде. На хорошей бумаге, в отличном полиграфическом исполнении. Так решил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. И, конечно, губернаторское решение поддержано областным комитетом культуры. Это дорогого стоит, ведь с 2016 по 2022 гг. «Отчий край» приходил к читателям исключительно в электронном обличье. В цифре.

И ещё. Первый номер представлен авторами Волгограда и его «окрестностей», а также Москвы, Вологды, Элисты и Луганщины. Так что география авторов ширится! Явлена литература. Стиль. А значит, самое время читать!

Александр Лепещенко,

главный редактор журнала «Отчий край»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here