Самое время читать четвёртый номер журнала «Отчий край» за 2023 год! Да, ещё один год на исходе! А в волгоградском литературном «толстяке» собрано всё лучшее, чтобы порадовать читателей! Номер, как собственно и всегда, со знаком качества — у нас опубликованы произведения таких мэтров, как Борис Екимов, Евгений Рейн, Евгений Лукин, Сергей Алиханов и Александр Проханов. Это цвет отечественной литературы! Реалисты и фантасты, поэты и прозаики. Любому изданию было бы за честь сотрудничать с ними. Итак, к номеру!
Четвёртый номер открывает дискуссионная статья о современной классике «Вечное движение жизни», написанная литературным критиком Александром Балтиным. Статья посвящена «простой и честной» прозе Бориса Екимова — прозе, за каждое слово в которой мэтр отвечает. Редакция же в свою очередь публикует военный екимовский рассказ «На кургане», напоминающий, что «никто не забыт, ничто не забыто».
И вновь мы погружаем читателей в историю Александра Проханова — прозаика хорошо известного и в стране, и в мире. Его поистине эпохальный роман «День», повествующий о трагических мгновениях недавнего прошлого России, мало кого оставит равнодушным. Да, такова сила факта, ставшего художественным откровением!
Заметным событием для читателей будет и новая фантастическая, а лучше сказать, фантасмагорическая повесть Евгения Лукина — «Майская ночь, или Утопленницы». Причудливо поворачивающийся магический кристалл высвечивает «жизнь и деяния Стеньки Разина». Вместо одной персидской княжны дерзновенно утопляются и другие красавицы. Ох, уж этот авторский безудерж! А впрочем, Волга всё стерпит!
Кроме того, журнал продолжает публикацию нового романа «Дневник унтер-офицера» Владимира Д. Дьяченко. Невозможная, казалось бы, история Швабрина из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина становится по-шекспировски возможной. Это — литературный эксперимент, который, несомненно, удался! А значит, заслуживает нашей рекомендации!
Заслуживают всяческого внимания и окончание военной повести «Верность» Виталия Ручкина, и продолжение криминального чтива «Как нас убивали…» Александра Цуканова, и начало нового исповедального цикла рассказов «Одинокий голос человека» Магомеда Кадирбекова. Что же роднит эти такие разные произведения? Сталинградское, героическое и боевитое, «недавнее — российское, когда многие теряли, а потом заново обретали себя и свою страну», и, наконец, сегодняшнее, обыденно-трагическое… Пристальное вглядывание в человека, вот что.
В рубрике «Проза» представлены также рассказы — «Огонёк из детства» Олега Куимова, «Тишина» Анатолия Егина и «Цвела Сирень» Геннадия Овчинцева. Авторы, тематически далёкие друг от друга, рассказывают свои истории так, что в них веришь. Веришь, независимо от того, было ли рассказанное на самом деле, или «так захотело воображение творца».
Рубрика же «Поэзия» превратилась в философское собрание! Своими сокровенными мыслями делятся Евгений Рейн («Время и стихи»), Сергей Алиханов («О вечности не спорят, не поют…»), Валерий Белянский («Неуклюжая строчка легла в тетрадь…»), Наталья Сырцова («Проводы русской зимы»), Дмитрий Филиппенко («Жизнь длиною в штрек»), Дмитрий Мурзин («Дерево, срубленное не зря»), Алексей Шихалёв («У Бога за столом») и Олег Мраморнов («Пузырит ветер паруса времён»). Что ж, вышло весьма диалектично! А как иначе, ведь под одной обложкой собраны чуть ли не философические письма. Или всё-таки письмена?
А вот с Виктором Куллэ наши читатели пока не знакомы. Но благодаря рубрике «ЛиTERRAтура» этот пробел будет устранён — автор даёт обширное и глубокое исследование поэтического феномена, имя которому Рейн. Да, именно Евгению Борисовичу Рейну посвящена статья «…Цвет гениальности на выцветших листах». Поэт, переводчик, сценарист, редактор-составитель поэтических сборников и альманахов, доцент Литературного института имени А. М. Горького, кандидат филологических наук Виктор Куллэ действует со знанием дела. А быть может, и священнодействует. Право, такого Рейна вы, уважаемые читатели, ещё не знали!
Никак нельзя пройти и мимо рубрик «Опыты чтения» и «Книжник Куимов». В одной — Владимир Голубев своим «Человеком без кожи» критически объясняет инаковость поэта Василия Стружа, а Никита Самохин весьма убедительно говорит о поэтическом даровании Дмитрия Филиппенко в статье «Семнадцать лет бреду в своей тени…» А в другой — сам же Олег Куимов проникновенно своей «Песней скромной Родины» перепевает-разбирает «деревенскую» прозу Юрия Манакова. В общем, можно и заслушаться!
Рекомендовать стоит, в целом, и документалистику.
Так, рубрику «Русская мысль» представляет, открывая всё новое и новое, дебютный документальный роман «Обратная сторона океана» Евгения Переверзева. И вот уже пред мысленным взором автора-яхтсмена проплывают времена. А ещё — опасности, поджидающие в пути. О, чем не история о легендарном царе Итаки!
И, наконец, Татьяна Батурина, как водится, стоящая особняком. Да, «её очень личный и лиричный очерк «Сталин. И сказал он: «Братья и сестры!», кажется, более, чем документалистикой. Скорее, — это бытие «отца народов», его эпоха». И поэтому мы заканчиваем публиковать данный текст именно в рубрике «Эпоха».
Традиционные подарки читателям сделали, конечно, художественный редактор Вадим Жуков (графика и живопись) и бильд-редактор Евгений Гудименко (фотографии). В номер также вошла компьютерная графика — Вадима Цуканова.
И ещё. Четвёртый номер представлен авторами Волгограда и его «окрестностей», а также Москвы, Подмосковья, Ижевска, Кемерово, Ленинска-Кузнецкого и Малых Дербет (Республика Калмыкия). Так что география авторов ширится! Явлена литература. Стиль. А значит, самое время читать!
Александр Лепещенко,
главный редактор журнала «Отчий край»