В канун Всемирного дня театра порадовать зрителей премьерой решил коллектив волгоградского НЭТа – был показан спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по одноименной повести Николая Лескова. Создатели определили жанр постановки как русский триллер. Итак, к дайджесту «Отчего края»!
БОЛЬШОЙ УСПЕХ «ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА»
Волгоградский Новый экспериментальный театр представил публике спектакль по классике – «Леди Макбет Мценского уезда». «Мрачная история», как называл ее автор Николай Лесков, в постановке Заслуженного артиста России Владимира Бондаренко удивила зрителей. Мы попросили режиссера-постановщика презентовать работу труппы.
– Во-первых, для меня Лесков — один из лучших литераторов России, — сказал Владимир Бондаренко. — Как он владеет словом, как он слова сплетает в предложения, мысли в описания — это нечто особенное. Вот когда ты находишься в горах, говоришь «я воздух этот пью». Так и чтение Лескова весьма осязаемо, как патока тебя обволакивает. «Леди Макбет Мценского уезда», автор считал очерком, хотя многие называют повестью. Величайший писатель, но, к сожалению, для меня это не пьеса, чтобы по ней работать в привычном формате. Тут совсем другой подход к переносу на сцену.
Сложно, не имея опоры, даже в великой литературе, отвечать на вопрос: «о чем ставить этот спектакль?», «Что в итоге вывести в какой-то нравственный ориентир?». Но, примерно год назад мне пришла в голову идея или ответ – о чем это делать и как это закончить. Сначала у меня родился в голове финал этого спектакля. А потом и остальной пазл стали складываться. Стало отчетливо понятно, что этим спектаклем, надо сказать. Сказать именно сейчас, как никогда. В итоге я принял решение – буду ставить «Леди Макбет Мценского уезда».
Я впервые в жизни возьму на себя смелость и заранее пообещаю публике – скучно точно не будет. Скучно не в том плане, что это КВН, а в том плане, что будет увлекательно от серьезного и в то же время захватывающего, поглощающего материала. Как мне кажется, вся труппа прониклась этой работой. И хотя здесь всего две большие роли и 20 разных других, все репетируют так, словно все роли большие. В «маленьких» ролях заняты от корифеев театра Аллы Забелиной и Светланы Блохиной, до вчерашних выпускников волгоградского института искусств. Уверен, зрители оценят костюмы и стенографию замечательного художника Батала Джапуа. Декорации безумно сложные, безумно функциональные, на сцене всё будет ездить, двигаться, перемещаться, падать. Художником по свету приглашен уже известный волгоградцам Евгений Лисицын из Москвы, и безусловно должны оставить впечатления хореографические этюды Дениса Постоева.
В 1979 году Андрей Гончаров ставил этот спектакль в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского с Натальей Гундаревой и Александром Лазаревым в главных ролях. Это был очень шумный спектакль, который потом вошел в учебники. Я взял за основу инсценировку Гончарова. Но, конечно, 50 лет назад он ее писал исключительно «под себя», и что-то меня, в наше время, не устроило. Поэтому мы несколько адаптировали к сегодняшнему восприятию…
«Леди Макбет» Лескова — одно из центральных произведений русской литературы. И я считаю, что мы ответственно подошли к тому, чтобы полностью передать высокодуховный стиль автора современной молодежи. Мы уверены, что молодежь, которую мы также ждем на спектаклях, высоко оценит эту работу. Еще раз рискну заявить, что зрителю скучно не будет…
Сергей Хохлов, «РИАЦ»
«МРАЧНАЯ ИСТОРИЯ, ЭТЮД, ВЫДЕРЖАННЫЙ В СТРОГИХ ТОНАХ…»
Сам Николай Лесков называл «Леди Макбет Мценского уезда» мрачной историей, этюдом, выдержанным в строгих тонах.
Катерина Львовна Измайлова живет скучной жизнью с нелюбимым мужем, который все время находится в отлучке. Детей нет, невестку постоянно контролирует старик-свекор. Неожиданно она встречает приказчика Сергея и влюбляется в него, бросаясь в чувства, как в омут с головой. Любящая женщина проводит с молодым красавцем ночи напролет, пока мужа нет дома. Ради любви она готова на все! Даже на убийство! И не одно!
«Леди Макбет Мценского уезда» — трагическая история о безумной любви сильной и жестокой женщины, способной ради своего чувства пойти на преступление против себя и против Бога.
Режиссер-постановщик — Заслуженный артист России Владимир Бондаренко.
Сценография и костюмы — Батал Джапуа.
Балетмейстер — Денис Постоев.
Музыкальное сопровождение — Ольга Булискерия.
Световое оформление — Евгений Лисицын.
Актеры
Катерина Измайлова — Тамара Конопатова.
Борис Тимофеевич Измайлов, ее свекор — Олег Блохин.
Зиновий Борисович Измайлов — Вадим Ситников.
Сергей, приказчик Измайловых — Максим Чекашкин\Артем Филимонов.
Аксинья, кухарка в доме Измайловых — народная артистка России Алла Забелина Марфа, двоюродная сестра Бориса Измайлова — Светлана Блохина.
Федор Лямин, ее племянник — Адам Койфман.
Сонетка, арестантка — Ирина Тимченко.
Хорон — Артем Филимонов/Максим Чекашкин.
Следователь, унтер — Дмитрий Макаров.
Старший — Михаил Гордеев.
Приказчики — Дмитрий Гнацинский, Павел Серов, Кирилл Завгороднев, Алексей Филиппов, Михаил Румянцев, Евгений Михайленко.
Арестантки — Татьяна Гончарова, Ксения Посохова, Анастасия Жидкова.
Ваш «Новый экспериментальный театр»
НЭТ ПРЕДСТАВИЛ ПРЕМЬЕРУ СПЕКТАКЛЯ
«ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА»
В преддверии Всемирного дня театра порадовать зрителя премьерой решил коллектив волгоградского НЭТа — спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» по одноименной повести Николая Лескова. Создатели определили жанр постановки как русский триллер.
Избитый плетьми приказчик Сергей гордо поднимается на глазах своих мучителей. Они ещё не знают, что перед ними любовник купчихи Екатерины и будущий хозяин дома. Впереди у парочки грешников череда кровавых расправ над теми, кто осмелился покуситься на их личное счастье. Считается, что Николай Лесков написал повесть, основываясь на реальном уголовном деле.
Хлесткая, бьющая наотмашь правда жизни с первых минут заставляет зрителя буквально вжаться в кресло. Спектакль позволяет зрителю увидеть Новый экспериментальный театр в новых красках. Безумной страсти, ужаса и безысходности. Настоящую атмосферу гибельного места создает авторская музыка. Добавляет красок хореография постановки, в которой актеры не просто танцуют, а исполняют цельные пластические этюды. Когда в безумной языческой пляске «на костях» скачут и убийцы, и молчаливые свидетели зверств.
Психологически сложное произведение Лескова вызвало определенные трудности в работе даже опытных актеров. Материал настолько «давил», что на репетициях было практически невозможно импровизировать.
На сцене земное существование героев умело сочетается с мистикой. Чего стоит один античный перевозчик душ Харон, забирающий умерших, или внутренние демоны, что преследуют главную героиню. В декорациях и костюмах создатели спектакля сознательно отказались от атрибутов XIX века, оставив лишь намёки.
«Леди Макбет Мценского уезда» — постановка главного режиссера НЭТа Владимира Бондаренко. Автор спектакля в своей работе поднимает темы потери нравственной основы, отсутствия веры в добро и справедливость. И тем удивительнее, что театр вызывает зрителя на такой серьезный разговор в 2022 году. Когда в эпоху социальных сетей многие замещают внутреннюю жизнь и свободу бесконечной жаждой лайков.
В отличие от других спектаклей, где актеры порой заставляют зрителей сопереживать даже отрицательным персонажам, здесь подобного не происходит. И тем интереснее понаблюдать за дальнейшей судьбой постановки. Как её оценит волгоградская публика? Станет ли такая глубокая интерпретация русской классики разовым явлением или найдет продолжение?
А здесь можно посмотреть новостной сюжет ГТРК «Волгоград-ТРВ»:
https://www.youtube.com/watch?v=0lnDh1ZKrN0
Егор Китаев,
ГТРК «Волгоград-ТРВ»
ПОЗДРАВЛЯЕМ НЭТ С ПРЕМЬЕРОЙ СПЕКТАКЛЯ «ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА»!
25 марта в НЭТе с большим успехом прошла премьера спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке заслуженного артиста России Владимира Бондаренко. В финале зрители приветствовали артистов продолжительными аплодисментами, не желая отпускать их со сцены.
Интерес к постановке классического произведения у волгоградцев был настолько велик, что все билеты были раскуплены задолго до дня премьеры. Накануне состоялся пресс-показ, на который были приглашены журналисты, блогеры, представители творческой интеллигенции. По мнению Сергея Хохлова (РИАЦ), «как и обещал Владимир Бондаренко – скучно не было. Зал то хором ахал, иногда смеялся, но большую часть времени была тишина – буквально все были поглощены действием на сцене». Журналист Юлия Гречухина («Волгоградская правда») предположила, что по окончании спектакля «каждый зритель в меру своего понимания жизни будет отвечать себе на вопрос, сволочь, извините, Катерина или тоскливая бабья доля довела ее до крайности».
Именно этот вопрос вчера на премьере задавали себе и зрители в зале. Трагическая история безумной любви сильной и жестокой купчихи Катерины Измайловой, способной ради своего чувства пойти на преступление против себя и против Бога, никого не оставила равнодушным. Кто-то ненавидел героиню (ее исполняет Тамара Конопатова), кто-то ее жалел и винил во всех бедах приказчика Сергея (артист Максим Чекашкин).
Соскучившись по полным залам, не ограниченным антиковидными нормами заполняемости, артисты играли, словно растворяясь в своих героях: любили, боялись и ненавидели, щедро делясь энергетикой страстей со всеми зрителями.
В очерке Николая Лескова режиссер Владимир Бондаренко увидел русский триллер. Но при всей драматичности сюжета и преступной натуры главных героев финал спектакля не погружает нас в кромешную тьму. Молитва в исполнении самого юного артиста – Адама Койфмана — согревает души мыслью о прощении и возвращении к Богу.
Мы поздравляем НЭТовцев с премьерой и желаем спектаклю долгой, успешной судьбы! Особенно рекомендуем посмотреть его тем волгоградцам, которые любят вечную классику на сцене.
Ваш «РИАЦ»
ОТ «ГРОЗЫ» ДО НЕНАВИСТИ ОДИН ШАГ
Все постановки последних лет в волгоградском НЭТе разделились на «классику», преимущественно русскую, и «отдохнуть». Каждая категория собирает свою публику, редко пересекающуюся. Премьера «Леди Макбет Мценского уезда» — это, понятно, классика.
Одноименная повесть Николая Лескова – мощная русская хрестоматийная история, вдохновившая многих режиссёров на постановки в театрах и экранизации. Есть даже опера Дмитрия Шостаковича с Галиной Вишневской.
В нэтовском спектакле главную роль Катерины Измайловой режиссер Владимир Бондаренко отдал Тамаре Конопатовой. Имеет право, не он первый, не он последний режиссер, который работает со своей музой. Совсем недавно – в премьерной постановке 2020-го года Конопатова играла другую Катерину – в «Грозе», которую для НЭТа поставил приглашённый Адгур Ковэ. Собственно, схожесть образов Катерины Кабановой и Катерины Измайловой давно замечена критиками. Но если в «Грозе» молодая женщина, изменив мужу, пребывает в постоянных терзаниях и не может жить с этим грехом, то в «Леди Макбет» прелюбодеяние влечет за собой цепочку других смертных грехов – убийство за убийством. Здесь территория не любви и страсти, а страсти и ненависти. Никаких лучей света в тёмном царстве, и в конце концов Катерина Измайлова уходит из жизни, утопив вместе с собой соперницу.
События первых сцен в волгоградском спектакле развиваются быстро и хореографично, что придаёт динамику, без которой современной публике бывает сложно. Первая эротическая сцена грехопадения Катерины тоже решена в форме танца. Имея в штате замечательного балетмейстера Дениса Постоева, Бондаренко дает ему развернуться, и правильно делает. Но наступает момент, когда танцы должны смениться игрой актеров, и тут как будто дергают стоп-кран. Шекспировские перипетии уездных высот дают актёрам большое поле возможностей, страсти кипят, но веры в них маловато. Главных героев в спектакле двое, об этом рассказывал и сам режиссёр, остальные – «маленькие». Но ощущение, что маленькие и массовка переигрывают остальных, не покидает до финальных сцен.
Моя прекрасная Светлана Кулакова. Или Блохина. Кому как больше понятно. На неё в НЭТ можно ходить, даже если ей достаются эпизоды или небольшая роль, как это и случилось в «Леди Макбет Мценского уезда». Великая сила, которая называется русская драматическая актриса. Энергетика такая, что не только до дальних уголков бельэтажа доходит, но и в фойе выносит. Интонационное крещендо от вкрадчивого шёпота до рыка, а слышно и понятно каждое словечко. Неспешная настоящая игра в предлагаемых обстоятельствах русского театра. Ничего лишнего. Силища! А ведь Блохина не народная, и даже не заслуженная.
Небольшую роль Федора Лямина – маленького наследника купеческого состояния, помешавшего преступному плану криминальной пары и невинно убиенного, исполнил Адам Койфман. Уже второе поколение нэтовских актеров ступает на подмостки. Задача мальчика – оттенить мрак и укрупнить всеобщую ненависть, разлитую главными персонажами. И он с ней справляется. Много играть тут не надо, но он как котёнок, забежавший на сцену, забирает всё внимание.
Надо отметить сценографию и костюмы Батала Джапуа (надеюсь, не переврала имя, к своему стыду не знаю, кто это, наверное, человек Адгура Кове). При кажущемся аскетизме декораций, режиссеру есть, где строить мизансцены. Общий размытый монохром и беж платьев отлично дополняет вкрапление ярких деталей – русские платки, меняющиеся юбки Катерины, цветные жилетки, околоток фуражки унтера. Эффектно решены сцены ухода душ – яркая эстетическая эмоция.
И спасибо Владимиру Бондаренко за то, что потомственно не бросает традиции русской драмы, ищет, делится поисками со зрителями нашего уездного города, в котором своих сюжетов пруд пруди. А за мощный синоптический финал, повторяющий истины, необходимые для спасения – отдельное спасибо.
Наталья Спекторова,
«Аргументы недели»