После тяжелой болезни ушла из жизни поэт, эссеист, редактор журнала «Нева» Наталья Анатольевна Гранцева (Милях). Она скончалась на 73-м году жизни.

Родилась в Ленинграде, окончила Литературный институт им. А. М. Горького в Москве. Являлась автором нескольких сборников поэзии, была членом Союза писателей Санкт-Петербурга и Союза российских писателей. С 2007 года возглавляла литературный журнал «Нева».

Редакция и редакционный совет журнала «Отчий край» выражают соболезнования родным и близким Натальи Анатольевны!

Стихи Гранцевой о веке минувшем, из его недр звучащие набатно, красиво, анализирующие и живописующие…

Мы все от двадцатого века устали.

Подобно кошмару, он длится и длится,

Растет как подлесок на лесоповале,

Вздымает тиранов вампирские лица.

Как будто погибели новый Аттила,

Он старческой мощью сердца попирает

Он новому времени роет могилу,

И не умирает, и не умирает.

Наталья Гранцева словно поднимает звук выше и выше: он летит, он уходит в пласты метафизических небес, определяющих жизнь правилами, которые не понять, не понять…

Не будет ли двадцать первый хуже?

Во всяком случае – успокоения он не сулит, не говоря – о золотом веке.

Глобальность характерна для Гранцевой: и смена времён года у неё – словно идёт из бездны, меняя ракурсы яви, оставляя сущностное неизменным:

Из пространства времен наплывает зима.

В основании мира — бездонная тьма,

Миражи, привиденья, фантомы.

Там в системе зеркал отразилась война,

Там слоятся великих столиц имена

И кометы летят к астрономам.

Желание прикоснуться к основанию мира – естественно, как необходимость дышать, как жажда понять собственное происхождение; но тьма, оказывающаяся в основание, множит фантомов и удлиняет миражи, что не отменяет эстетического содержания мира, и, смешивая разное в сосуде стихотворения, Гранцева добивается объемного эффекта, где таинственные смыслы множатся на красоту:

Там, купаясь в воздушном ночном хрустале,

Бог египетский — месяц несет на челе,

Как замерзший огонь погребальный.

Он от страха в пустыне песчаной дрожит,

Он некрополь бескрайний во тьме сторожит,

Вечный сон бережет беспечальный.

Сколь своеобразен этот хрусталь, влекущий в реальность египетского бога…

Тонко плетутся стихи…

Будто серебряные нити, отчасти напоминающие зимнюю скань-филигрань, складывают их.

…удлиняется строка, будто страшно потерять нечто из роскошных реестров мира, и надо вместить в стихотворения всё-всё, хотя бы называя, выманивая детство из укрытия, поимённо перечисляя значимые эмоции:

Не пора ль копать картошку? Отцветает зверобой.

Но ребенок понарошку поиграть зовет с судьбой.

На златом крыльце сидели, в самом деле — царь с портным?

Плач с восторгом? Страх с весельем? Утро с ночью? С камнем дым?

Мелодии Гранцевой узнаются, плавно звуча, они высвечивают, как будто, подлинность поэтической музыки:

Из-под храма огромного, башен, химер,

Из-под бездн земляных и скалистых пещер,

Из оков преисподней своей ледяной

Вылетает невидимый всадник ночной.   

Повелитель дорог, переправ и мостов,

Эмиссар европейских идей и кнутов,

Чужестранец в чугунном лавровом венке,

Он летит на закат в исполинском прыжке.

Стих ажурный, витой, своеобычно-готический, с множественностью красивых деталей – каждая вспыхивает вымпелом огонька.

Необычность метафор точнее фокусирует смыслы в пределах строк: и «чугунный лавровый венок» словно заставляет переосмысливать значение славы… или полёта.

Ощущение всеобщности, — человечества, как единого организма, что так плохо чувствуется людьми, огненно проходит по проводам читательского сознания:

Золотого столетья последний герой,

Он летит за всевластьем, забвеньем, игрой,

К невозможным деяниям, верным сердцам,

К превратившимся в прах дорогим праотцам.

Он летит над историей звезд и планет,

И Нева, как вдова, исполняя обет,

Крестит лоб и, обняв неживой парапет,

Никогда не глядит улетевшему вслед.

И – будто стихотворение продолжается в бесконечность вечности, играя остротою граней строк, лучащих полновесную музыку.

Современность вламывается в стихи: но современность имеет свойство быстро меняться, демонстрируя верность вечному богу Протею, и сумма подобных перемен, отрицая ностальгию, показывает условность столь лакомых благ:

Герои вчерашнего дня полиняли,

Их галстуки вышли навеки из моды.

Они не вписались в стальные скрижали

Истории, доблести, чуда, природы.

Они доживают с почетом в разлуке

И селфят себя по всему околотку.

Их тачки крутые и зависть обслуги

Повыдохлись, словно паленая водка.

Время исследуется через строй деталей; время, где привычка селфить столь же глупа, сколь и несносно, едва ли вызовет доброжелательную улыбку; и герои требуются другие – с иным наполнением, правдой, огнём.

Крутой нравом, мощный Ломоносов возникает на онтологическом ветру истории, не позволяя раскачивать основы мировосприятия:

Наук духовных генерал,

Боец в чужом пиру,

Отец поэзии сказал:

Назло вам не умру!

Рожденный истину любить

И камни собирать,

Не дам историю убить

И правду переврать!

Медью звенящий стих варьирует интонации, стойкость и стоицизм представляя белой солью бытия.

Интересны – порою – парадоксальные сопоставления Гранцевой, будто новые механизмы осмысления яви включаются:

Век был великолепен, как сирень,

Но короток, как питерская ночка,

Он мозг носил, как ухарь, набекрень

И в ход пускал удавку и заточку.

Туго цепляются друг за друга шестерёнки смыслов…

Неожиданное это — …мозг носил, как ухарь, набекрень – словно отсылает к Аксентию Поприщину, утверждавшему: …люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове. Совсем нет. Он приносится ветром, со стороны Каспийского моря.
И дворцовая пышность сирени будто перекипает гроздьями и ломтями своими на жёстком ветру истории.

Картины, живописуемые Гранцевой, разворачиваются в сознание и живостью, и усложнённым поэтически-интеллектуальным орнаментом:

Проза жизни прекрасна, как рынок Сенной,

Но особенно утром воскресным, весной,

В толчее у торговых рядов смуглокожих,

Где бросает лукавых весов произвол

В социального равенства чудный котел

Многошумные речи прохожих.

Следуя этой прозе жизни, будто можно войти в стихотворение, оказаться в представленном пейзаже, живущим самостоятельной явью – точно и люди в нём не нужны… так, шероховатые точки пространства.

…интересно декларирует поэт изменения в отношениях к серебряному веку:

Я разлюбила Серебряный век —

Милые лица,

Радости детской бумажный ковчег,

Жизни гробницу.

Я разлюбила Серебряный век —

Лунное знанье,

Вьюги бурлеск, ослепительный грех,

Похоть камланья.

Но тут – и само стихотворение словно перевито нитями серебряного, и нити эти, из нашего дня, обозначают сущность минувшего: трагического, с бессчётными психологическими изломами, с эстетикой, словно подъедаемой тлением.

…бухает внезапно в бубен бабло:

Кто-то в каменных палатах

Тонет в мыслях о бабле.

Кто-то в дырах и заплатах

Ищет счастье на земле.

Кто-то рад похлебке постной,

Кто-то клянчит пармезан.

Кто-то жаждет лечь компостом

В новомодный котлован.

Через контрастность образов зажигаются свечи стихотворения, огнём иллюстрирующего вечную схему: каждому – своё.

Переливается цветная звукопись поэта:

Речь ручная, музыка речная,

Скал сосновых царственный ампир.

Счастье — жить, о будущем не зная,

Пить небес азотовый сапфир…

Гуттаперчивые «ч» и резко-скалистые «с» создают свой ансамбль: о, звуковые волны вовсе не игра, тут таинственные вибрации, сложно влияющие на мозг…

Небеса, раскрытые сапфиром: будто код их угадан.

Необыкновенно.

Точно.

Яркость и своеобразие мира Натальи Гранцевой увлекают: и поэт, строящий свою вселенную, постепенно уточняет и утончает её, простирая в разные дали, адресуясь к великолепию вечности…

Теперь, когда поэт уходит в запредельность, звучание стихов приобретает особое световое свойство…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here