10 февраля – День памяти Александра Сергеевича Пушкина
— Папа, перестань! Я ничего в этом Пушкине не понимаю!
Дочитал до того места, где «рыбы по морю гуляют», и мальчишка стал смеяться: не могут, мол.
Стал объяснять: другой язык, писалось двести лет назад, и логичный вопрос мальчишки: «Так зачем сейчас читать?» – поставил в тупик.
Не объяснишь.
Технологии убивают душевное развитие, избыточность их постепенно превращает людей в…
Сложно сказать в кого, а дети начинают пользоваться гаджетами рано, очень рано.
Однако, и впрямь на имени Пушкина лежит такое количество имперского, гимназического, советского, антисоветского, академического, школьного, анекдотического глянца и елея, что к живым струям пробиться трудно.
Люди, вырастающие на Пушкине, воспринимают жизнь более гармонично: невозможно доказать, но именно это: уникальная гармоничность текста отличает большинство его шедевров.
Вместе – необыкновенная живость: много жизни, всюду разлита, кажется, чувствовал всегда, что недолго продлится.
Тем не менее, приблизить к Пушкину современных детей – занятие сложное, и едва ли способное увенчаться успехом.
Что не влияет на всё остальное: сияние пушкинских строк, и драгоценную мудрость, разлитую в них, божественное ощущение снега и счастья, столь быстро улетающего, великолепные панорамы бытия, которого больше не будет, которое наиболее полно можно представить по книгам Пушкина…
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик