Какие разные поэты в третьем номере: Куняев, Кублановский, Волгин, Костров, Зиновьев… Итак, к поэтам!

…глобальность осознания себя в мире, проведённая через русскость мировосприятия, нашу особенность чувствовать и видеть реальность, широко декларируется Станиславом Куняевым, чьи созвучия столь же лиричны, сколь и исполнены метафизической глубины:

Вновь странствуя в отеческом краю,

сбирая память по мельчайшим крохам,

я, русский человек, осознаю

себя как современник всем эпохам.

Великолепие подобного осознания делает жизнь шире, наполняет её предельным обилием красок, мыслей, чувств; и подборка С. Куняева, открывающая поэтические страницы нового номера журнала «Отчий край», вся об этом: о шири русского постижения яви, о нежной глубине всеобщности, о которой некогда писал старый русский философ Фёдоров.

Где вы, несчастные дети Арбата?

Кто виноват? Или Что виновато?..

Жили на дачах и в особняках —

Только обжили дворянскую мебель:

Время сломалось, и канули в небыль…

Как объяснить? Не умею никак…

Куняев выстраивает поэтические ретроспекции, погружаясь в дали отечественной истории мыслью – острой, как биссектриса; а стихотворение, посвящённое российской географической глубине овеяно нежной грустью:

Слева Псков, справа станция Дно,

гдето в сторону Старая Русса, —

потому-то и сладко, и грустно

поглядеть на прощанье в окно.

…поэзия Юрия Кублановского отличается повышенной интенсивностью словаря: словно все слова, имеющиеся в арсенале бесконечной, казалось бы, речи, задействованы поэтам, строящим стихотворения, как лестницы – ведущие туда, в запредельность, согласно световой вертикали – использующего, однако, для этого строительства совершенно земные материалы:

Примстились свечи в тесной горнице

с оконцами в дремучий сад,

где оправляют крылья горлицы

и гулят с отпеваньем в лад.

И запах издали доносится

окровавленного свинца

и пота с ворса переносицы

печоринского жеребца.

Своеобразно прозвучит вальс «На сопках Манчжурии», истолковывая былую реальность на…ретроспективно-современный лад:

Траурный вальс — души

лечит избыток ран.

Где-то шумит в тиши

загадочный гаолян.

Цвета старого сна

волнистые берега.

Проигранная война

особенно дорога.

Метафизическая составляющая поэзии Игоря Волгина особенно сильна: здесь культурологическое действо, своеобразная мистерия мысли, и мыслящий тростник, упоминаемый в первой строке стихотворения, открывающего подборку, издаёт серебряное звучание на онтологическом ветру яви:

Я — мыслящий тростник.

Я бурями колеблем.

Я сам себе двойник,

зелёным ставший стеблем.

Я мыслю, как Сократ, —

без края, без границы,

и надо мной парят

немыслимые птицы.

И «немыслимые птицы» стихов взлетают, подразумевая полёт в беспредельность.

…шёлковая нежность стихов Владимира Кострова плавно и тонко вливается в душу читателя, думается, чуть улучшая её драгоценными созвучиями, рождёнными даром и опытом: высокими, как мысли о свете, мускулисто-исполненными, ювелирно-огранёнными:

Вот женщина с седыми волосами

с простого фото смотрит на меня.

Тем чаще вспоминаю я о маме,

чем старше становлюсь день ото дня.

костромское захолустье

и влажные ветлужские леса

наполнили и добротой, и грустью

твои большие синие глаза.

Прелесть и обаяние русского пейзажа столь органично сочетаются с женским образом, с воспоминаниями о маме, что стихотворение словно покачивается на небесных волнах.

Упругое лирическое натяжение поэзии Кострова не ослабевает ни на миг: и, ощущаемое явно, славно наполняет все стихотворения, представленные в подборке.

Распускаются словесные цветы Николай Зиновьева:

Событья дня, недели, месяца

Её волнуют, но слегка.

Душа иного мира крестница,

Её Отчизна далека.

Она здесь словно в эмиграции,

Ей, может, завтра в путь уже.

Вот почему на демонстрации

Ходить не хочется душе.

Небесные тона и отливы наполняют его поэзию, и то, что приведённое стихотворение называется «Душа»: символично: ибо поэзия, в сущности, квинтэссенция оной.

…стихи Сергея Миронова отличает особое, сокровенное, и вместе преподнесённое букетами тонких ощущений чувство Родины:

Подари мне немного печали,

Летней радости мне подари.

Вдалеке на дощатом причале

Вполнакала горят фонари.

У причала качаются лодки.

Променад лунным светом залит.

На казанке проверенной, ходкой

Выйдем мы этой ночью в залив.

Очень русское, очень лирическое, нежное и тихое: и мерцание воды словно с листа испускает великолепие природного аромата, и стихи даются столь округло, что кажется, занимают силы у солнышка, вечно дарящего нам свои лучи…

Туго сделанные, — строчки, как в пазы входящие друг в друга – стихи Владимир Макаренкова – густо насыщены своеобразием метафор: точных, как формулы, ёмких, как русский лес:

Всю ночь природа за окном

ворочалась лесным медведем,

гудел железной крышей дом,

как будто в полудрёме бредил.

Я просыпался в темноте и,

слухом погружаясь в звуки,

лежал, как в вечной немоте,

мой сон принявшей на поруки.

Есть особые таинственные мерцания в поэзии поэта: они, словно изнутри озаряют стихи нежной музыкой, которая, звуча щедро, словно и производит прекрасные картины поэзии: наполненной смыслом густо, как мёдом.

Краткие, как правило, стихи Валерия Кремера, словно ловят моменты бытия – чудесными бабочками, чья мимолётность делает вдвойне ценной их жизнь:

Срубили дерево, что пело,

Меня встречая на тропе.

Его обрубленное тело

Едва виднеется в траве.

Остался пень.

И он от страха

Разбитых губ не разожмёт.

Понадобится — станет плахой,

Но никогда не запоёт.

Метафизика строк может быть тяжела, но эстетическая высота, которую берёт поэт, примиряет с изначальным трагизмом бытия.

Серебрятся верлибры Ирины Шевцовой

Они поют – тонко и уверенно, и своеобразный стоицизм, наполняющий их, свидетельствует о сильной душе поэта:

Выпей зиму до дна её снежных метелей,

рассыпайся сугробом. Будь.

Смотри и дыши. Это всё, что тебе нужно делать.

Разговоры и мысли сойдутся в сплетении «нигде»,

а ты рассыпаешь из рук тишину

абсолютной любви…

Таким образом, поэтический раздел нового номера «Отчего края» — великолепное путешествие в великую страну поэзии, с познанием нового и откровением сияний, со скорбями, что лечит эстетическая сила слова, и со всем тем богатством, которое может предложить художественная поэтическая мера.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here