Третий номер журнала «Отчий край» только что вышел, но уже получил первый критический разбор… Поэзии…
Стихи Анатолия Кима менее привычны, чем его проза, но едва ли менее интересны: причудливо извиваясь, созидая словесно-музыкальные орнаменты, они хорошо ложатся в почву реальности:
Ты
который зовёшься «Я»
и слушаешь себя
как слушает влюблённый
соловья
находя что он звучит
совсем недурственно
в цветущем яблоневом саду.
Ты
который радуешься тому
что на голове твоей
хомут увитый
лаврами
а не венец терновый.
Стихотворение, наименованное «Поэту», словно сквозной стрелой звенящий призыв: жить, видеть и писать по-другому. Да, на предельной струне, с прорастанием душою в звёздные миры, чтобы, почерпнув из них, передать другим, не способным на такое странствие душевного и духовного роста.
Ким вьёт стих, туго закручивая орнаменты смыслов, и узоры метафизических цветов, распускающиеся в недрах строк, поражают – как зеркала, отражающие запредельную реальность.
Но и – тоска запредельная, словно – идущий дождь вечной тоски – открываются в стихах, составленных из неровно-выразительных, шероховато-прекрасных строчек:
Зачем я стану жить когда ты умерла.
Зачем мне слово «жизнь» —
заброшенное гнездо орла.
Не буду больше жить я
когда тебя нет дальше в жизни.
Я лучше стану
орланом-призраком
и буду прилетать
незнамо издали
в заброшенное своё гнездо.
Гнездо жизни пустеет, обозначая пустотою этой трагедию: звенящую и вибрирующую, тянущую строки и тянущуюся в жизни.
Жизнь, однако, всегда продолжается: и человек не может представить всего многообразия форм её.
…метафизический Харон возникает, и – словно по контрасту — утренние туманы: такие розовато-чудесные, освещающие собою пространство стиха…
Поэзия А. Кима связана с его прозой: неразрывно, светящимися дугами яркой индивидуальности. Так дар писателя раскрывается многообразием различных величин.
Владимир Александров представляет вариант поэзии уплотнённой, когда через предметность мира своеобразно просвечивает тяжёлая запредельность или радужная, зависит от восприятия:
Где душа, а где ливрея,
Чёрт-те что это такое,
на скрипучей галдарее
с тараканами покои,
у комолого комода
блох лакей усердно ищет,
позаботилась природа
о духовной пище.
Но – именно создание духовной пищи есть цель поэта, и Александров вполне справляется с приготовлением оной.
Владимир Мавродиев исследует феномен времени своеобразно – используя все музыкальные и живописные оттенки, а их – слово предлагает бессчётно:
Год к октябрю пожелтел, как бумага,
город забросил стило —
ночью напился браги тумана,
утром глядит тяжело.
Дождь в куцых тучах нашарил три горсти,
кинул, стоит в стороне
в парке заброшенном, как на погосте, —
так уже видится мне.
Мавродиев интересно делает пейзаж: сухо и чётко, но сквозь сеть жёстких слов проступает, словно душа его – показанного пейзажа:
Сиза и холодна
бездушная луна.
Шуршит всю ночь, как мышь,
худой, пустой камыш:
ни утки, ни кота.
Сухая темнота.
Как реченька ушла —
камыш тоска ожгла,
и обнажилось грустно,
всё в белых кочках, русло…
Грусть, разлитая в стихотворение, не определяет тональность поэтической волны Мавродиева: ибо сама сила слов, позволяющих рисовать пейзаж, или исследовать время, оставляет в пространстве бытия широкие возможности радости.
Можно ли надышаться воздухом, космосом земли, великой явью, предложенной нам?
Задающаяся таким вопросом Людмила Кузнецова-Киреева, не даёт, разумеется, ответов, но рисует картины: чёткие в графической своей красоте, но и переливающиеся богатством словесного живописного масла:
Не надышаться, говорят,
До встречи с вечностью…
Листву роняет вертоград
С земной беспечностью.
Редеет сень его дерев,
Просветы синие
Займёт закат, забагровев,
Застудят инеи…
Гнезда голубка не совьёт
На хвойной лапушке,
А соловейка не споёт
Романсов ладушке…
Есть нечто уютно-домашнее в ладе и покрое её стихов: умиротворяющее даже…
Юлия Грачёва склонна к повествовательному ладу, совмещённому, впрочем, с лирическим дыханием бытия:
Сидели двое в кабинете.
Главврач читал больничный лист:
«Бывают чудеса на свете!
Ага! Голубчик, ты — связист!»
В ответ сержант кивнул: «Позвольте,
Там не опасно — рай земной!
При самом штабе был на фронте,
А это за передовой».
Старик сложил очки кривые:
«Наслышан. Да… Тепло, уют…
А вам награды боевые
По блату, что ли, раздают?»
Сержант потупился на это,
А врач добавил: «Дорогой!
Тебя достали с того света!
С твоим ранением — домой!»
История просвечивает сквозь современность, и, исследованная поэтическим словом, раскрывается она в новых ракурсах, точно осмысленная через поэтические возможности.
И панорамы жизни, выстраиваемые Ю. Грачёвой в слове, достаточно впечатляют, чтобы отнестись к ним со вниманием.
Евгений Рыжов предлагает вариант поэзии экспрессивной, круто замешанной на ассоциациях и цветовых оттенках, тонко вложенных в стих:
Молния мертвеннобледным разрядом
вытянулась
на манер струны,
из брюха огромного аэростата
времен
Первой
мировой
войны
на головы мирного населенья,
рàвно товарищам и господам,
оружием массового пораженья
с неба
хлещет
вода.
Впрочем, не чужд ему и медитативный вариант осмысления действительности через призмы и окуляры поэзии:
Движенье мимолётное руки,
и двое выпадают из обоймы.
И это называется любовью?
Холодному рассудку вопреки
с другим своё дыханье породнив,
приобретаешь, в сущности, немного:
ничтожный шанс стать первым после бога
и, может быть, последним перед ним.
А такая амплитуда демонстрирует щедрые возможности поэта.
Так, пестро и разнообразно, на разных полюсах что называется, представляет новый номер «Отчего края» современную поэзию.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик
Да, пестро и разнообразно… Так это же и замечательно. Спасибо автору за разбор «полетов».