Под небом «Отчего края» свободно дышится, вольно, легко; и поэзия, предлагаемая журналом – в основном мощно трактуя военную тему – сильно настраивает на световую волну победы…

Патриарх современного русского стиха Станислав Куняев!

Стоит прислушаться к формулам его: своеобразно совмещающим добро и силу: умная сила должна побеждать, как добро… вынуждено уметь защищаться:

Добро должно быть с кулаками.

Добро суровым быть должно,

чтобы летела шерсть клоками со всех,

кто лезет на добро.

Добро не жалость и не слабость.

Добром дробят замки оков.

Добро не слякоть и не святость,

не отпущение грехов.

Стихотворение, вошедшее во многие антологии, лишний раз заставляет задуматься о сущности бытия, и месте в нём… добра, зла…

Сущностные же, умноженные на – метафизические – мотивы- определяли музыку стиха Юрия Кузнецова, и «Сталинградская хроника», разворачивающаяся железными ритмами, не исключает тонкость и нежность бытия, ради продолжения которого и вершился сверхтяжёлый бой:

Сотни бед или больше назад

Я вошёл в твой огонь, Сталинград,

И увидел священную битву.

Боже! Узы кровавы твои.

Храм сей битвы стоит на крови

И творит отступную молитву.

Я молюсь за своих и чужих,

Убиенных, и добрых, и злых…

Поэт – современник всех событий, и Юрий Кузнецов, доказывая это, поднимает свою хронику до небесных высот, стихи представляя сияющей чашей, наполненной поэзией.

…краткое сильное стихотворение Никиты Самохина словно собирает в себе голоса живых и погибших, показывая, чётко очерчивая безграничный круг всеобщности:

Чужая смерть от сердца далека,

Зато покой ему намного ближе,

А чья-то мысль о том, чтоб просто выжить,

Подобно мгле, тосклива и хрупка.

Но солнце есть и в бремени тревог.

Не знает свет покорности закатам,

Покуда поступь русского солдата

Слышна сердцам, поверившим в него.

Великая война, оживающая разнообразным миром конкретики и деталей, предстаёт в поэзии Евгения Пахомова тем периодом, в который жизнь, продолжаясь, слишком зыбко трепещет на онтологическом ветру, рвущимся эсхатологическими мотивами:

Бежала дворняга вдоль поля,

По черной сырой колее,

Поклажа с зарядами тола

На тощей собачьей спине.

Неслась ей навстречу, зверея,

Фашистская суперброня.

От тяжести этой немея,

Вокруг содрогалась земля.

Поэзия Александра Сигиды совмещает метафизическое осмысление яви с ритмами и мерами сложной образности, ориентированной на таинственные высоты метафизических пространств:

Этой весной соловьи не пели,

Зато научились высвистывать пули.

Они выбирали высокие цели,

Но промахнулись и обманули.

А мирные птахи летели мимо

И представляли собой мишени.

Садились плотно шальные мины,

рвались в районе «большой кишени».

Резкие зигзаги стихов Елены Заславской словно вспарывают реальность: жёсткой силой противостояния силам… Апокалипсиса:

Всё что мне нужно: нож, кэш и нательный крестик,

Хотя достаточно и одного креста.

Это мой меч, оружие против бесов

В тёмные дни Апокалипсиса.

Откуда берётся нежность?

Таинственные её истоки позволяют Юлии Богини и военную тему проредить, показывая, сколь пространна бесконечная тема жизни:

Отойдут морозы,

Отметут метели,

Высохнут те слёзы,

Что в войну глядели.

Всё развеет ветер,

Стихнут пушки, «Грады»,

Не услышат дети

Больше канонады.

Только память льдиной

Вряд ли обратится…

Детство остаётся детством – и во время войны: что хорошо доказывает стихотворение Валентины Рженецкой:

«Айда на немцев смотреть, ребята», —

Соседский мальчик кричит с порога,

И я за руку хватаю брата,

И мы к железной бежим дороге.

Лишь притаились мы у забора,

Как слышу: «Немцы идут к платформе».

И к удивленью мальчишек, взору

Явились люди в военной форме.

Большей частью войне посвящённая поэзия номера журнала не оставляет ощущения беспросветности: наоборот – есть воля к победе, значит, жизнь продолжается, и свет, творящий основу жизни, не может меркнуть.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here