115 лет назад, накануне первой русской революции, родился Михаил Александрович Шолохов. Будто на роду, сообразно эпохе, ему было написано стать возмутителем спокойствия, революционным бунтарем в литературе.

Появление первых двух книг «Тихого Дона» взорвало все творческое сообщество страны, роман вышел далеко за ее пределы, будоража умы доброй половины человечества. Но неожиданно и вопреки читательскому интересу и ожиданиям выход третьей книги «Тихого Дона» оказался застопорен «братьями» по литературному цеху. И это был смертельный приговор не только роману ХХ века, но и всему творчеству донского орла. Но, как оказалось, он и не подумал склонять свои крылья перед именитыми недругами и завистниками, а решил действовать через их головы. В середине июня 1931 года состоялась знаменательная встреча большой троицы — И.В. Сталина, А.М. Горького и молодого Михаила Шолохова в доме «буревестника революции». Завершилась она сталинским «приговором», окончательным и не подлежащим обжалованию: «Третью книгу «Тихого Дона печатать будем!». Так были спасены роман, да и все творчество Михаила Шолохова. Но важно сказать и о другом. Фактически в присутствии И.В. Сталина состоялась ритуально-символическая сцена передачи золотого пера из рук патриарха русской литературы в руки достойного наследника — молодого художественного гения.

Подобно искусной рукодельнице, колдующей над замысловатыми кружевами, Михаил Шолохов «Тихим Доном» восстановил разорванное полотно истории большой России. А своим вторым, не менее выдающимся романом «Поднятая целина» автор ответил на вызовы формирующейся в сознании народа новой, неведомой миру цивилизации и органично вошел в плоть советского общества. Второй роман стал настольным учебным пособием для миллионов колхозников — великих тружеников земли Русской.

Война порушила творческие планы писателей, и от них потребовалась другая по форме и содержанию литература, в координатах чрезвычайного времени. Мастеров художественного цеха ждали фронт, передовая. В первые же дни нашествия фашистской Германии Михаил Шолохов, имея уже четверых детей, просит считать его добровольцем. В июле 1941 года писатель зачислен военным корреспондентом центральной армейской газеты «Красная звезда». Но первая его командировка оказалась связанной не с поездкой на фронт, а с поездкой в глубокий тыл. И тому была весьма серьезная причина. В начале августа 1941 года советское руководство решает вопрос о переселении поволжских немцев в Казахстан и Сибирь. Проблема эта возникла не на голом месте. Поток беженцев из западных областей страны хлынул за Волгу, и возникла большая вероятность межнационального конфликта в районах проживания поволжских немцев. Другая причина — уже имевшие место в Полтавской области рецидивы, когда вслед отступающим красноармейцам раздавались выстрелы из окон и крыш домов советских немцев. Третья причина неблагонадежность среди поволжского немецкого населения, среди которого находились добровольцы, шедшие на контакт с диверсантами врага. Из всех зол советское руководство выбрало меньшее. А чтобы смягчить ситуацию на местах в ходе переселения были командированы депутаты Верховного Совета СССР.

В первой половине августа 1941 года Михаил Шолохов отправился прямиком по железной дороге из Москвы в Камышин, а потом паромом переправился в районный центр город Николаевск. В пятидесяти километрах от него располагались четыре немецких колхоза. Туда и прибыль писатель в сопровождении ответственного секретаря Николаевского райкома ВКП (б) Николая Борисова и секретаря Николаевского райкома ВЛКСМ Анастасии Гурбенко. Встречи прошли в спокойной обстановке. В результате в начале сентября 1941 года переселение поволжских немцев из Сталинградской области прошло без эксцессов.

Та деликатная поездка, о которой нынешним шолоховедам ничего не известно, оставила у писателя необычное впечатление о Волге в районе Камышина. Когда в октября 1941 года немецко-фашистские войска подошли к Ростову, Михаил Шолохов с супругой, четырьмя детьми и родственниками покинул станицу Вешенскую, чтобы осесть всем семейством в понравившемся ему волжском городке Николаевске, своим видом напоминавшим родные донские станицы. Едва ли мог предполагать Михаил Шолохов, что ему с семьей придется пробыть на берегах великой реки до июня 1944 года.

Удивительно, что волжскому периоду жизни великого писателя его биографы и шолоховеды не придали какого-то значения, а больше писали о его пребываниях на фронте. И причина тому авиационная катастрофа в январе 1942 года. При возвращении из командировки в город Куйбышев (ныне Самара), самолет, на котором летел Михаил Шолохов, опрокинулся, совершая посадку. Живыми остались летчик и писатель, получивший тяжелейшую контузию и смещение внутренних органов. Пробыв недолго на больничной койке, Михаил Шолохов поспешил отправиться к семье, в Николаевск. Дома пришлось «отлеживаться» месяца четыре. Весной, по воспоминаниям дочери Светланы Михайловны, рыбаки села Политотдельского привозили большого осетра с икрой. Как говорится, на поправку здоровья. А чуть позже писатель сам побывал у них в гостях. День встречи у них запал в памяти настолько, что в году 1950-м они назвали вновь созданный рыболовецкий колхоз в селе Политотдельском именем Шолохова.

В непростые для себя весенние дни семья делала все, чтобы поставить на ноги своего единственного кормильца. Несмотря на то, что последствия травмы давали о себе знать весь 1942 год, писатель не забывал о своем журналистском долге. В начале июня 1942 года он завершил работу над рассказом «Наука ненависти». И один из его машинописных экземпляров подарил в те дни появившемуся по случаю служебной командировки в город Николаевске корреспонденту газеты «Сталинградская правда» украинскому поэту Степану Олейнику. Как известно, рассказ «Наука ненависти» появился на страницах центральной газеты «Правда» 22 июня 1942 года — в годовщину начала войны. Он своей необычной темой произвел на читателей, особенно фронтовиков, небывалый резонанс. Вслед за «Правдой» рассказ опубликовала родная газета писателя «Красная звезда».

Тем временем враг рвался к Сталинграду. В июльские безрадостные дни Михаил Шолохов побывал в станице Вешенской. Тогда на его глазах погибла мать под бомбежкой фашистских стервятников. Пришлось вновь возвращаться в Николаевск. В конце июля сюда стала прибывать порядком измотанная в боях при отступлении и потерявшая почти половину состава прославленная 13-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием Героя Советского Союза генерал-майора Александра Родимцева. Она прошла по донским степям, а одна из ее частей даже форсировала при отступлении реку Дон как раз поблизости от станицы Вешенской. Во время встреч в Николаевске с легендарным комдивом, офицерами и солдатами дивизии Михаил Шолохов понял, что сама судьба дарит ему материал для будущей книги, которой писатель даст название «Они сражались за Родину». Подчеркнем особо, замысел ее родился именно на берегах Волги, о чем литературоведы до сих хранят молчание.

В конце первой декады сентября 1942 года дивизия Александра Родимцева была направлена в самое пекло боев в центре Сталинграда. Немецкая авиация подвергла жесточайшей бомбардировке как город на Волге, так и близкие к нему промышленные города, в том числе Камышин, важный к тому же транспортный узел. Досталось и Николаевску. И тогда Михаил Шолохов решил эвакуировать свое немалое семейство в Уральск (Казахстан). Приют свой оно нашло в восемнадцати километрах, в селе Дарьинское, поскольку областной центр был забит воинскими частями.

В начале октября 1942 года писатель телеграфировал в редакцию «Красной звезды», что готов приступить к выполнению заданий. Но вскоре он вынужден был лечь в кремлевскую больницу, давали знать последствия авиакатастрофы. На том и завершился 1942 год, а вместе с ним и окружение немецко-фашистских войск под командованием Ф. Паулюса в Сталинграде и его окрестностях.

В больнице, походных условиях, дома у родных Михаил Шолохов работал над задуманным романом. В мае 1943 года в газете «Правда» появляются его первые главы, затем они выходят отдельными книжицами в различных издательствах. Еще ранее разошелся массовым тиражом рассказ «Наука ненависти».

То, что свой «военный» успех в творчестве Михаил Шолохов связал с городом Николаевском, свидетельствует о его намерении возвратиться туда снова после пребывания под Уральском. Что из этого получилось, он с досадой сообщил в письме ответственному работнику ЦК ВКП (б) Д.В. Крупину, которое здесь, на редакционном сайте журнала «Отчий край», публикуется впервые:

«Дорогой Дмитрий Васильевич!

После долгих мытарств сейчас всем колхозом находимся в Камышине. А начались эти мытарства с 20-х чисел октября, когда, приехав на разведку в Николаевку и поговорив с секретарем РК (Трофимом Васильевичем Ушаковым — Е.М.), я, как говорится, с «приятным изумлением» обнаружил, что ни Чуянов, ни Прохватилов (руководители Сталинградской области — Е.М.) никому из николаевцев ничего не сказали о моем приезде, что квартиры нет и в помине и пока не предвидится, и что вообще мой приезд — нечто вроде снега на голову…

Не теряя времени, отправился в Камышин в надежде, что, авось, по ошибке предупредили камышинского секретаря, а не николаевского. Но и тут оказалась такая же история: никто ничего и сном-духом не знает.

Зимовать все же решил на Волге. И вот пока в Камышине готовили квартиру, пока грузовые машины шли из Камышина в Уральск, а я, вернувшись в уральские степи, томительно бездельничал, с часу на час ожидая прихода машин, прошло 2 недели, и только 10/XI мы выехали, а тем временем выпал снег, потом пошел дождь, и с полпути пришлось не ехать, а ползти по грязи и всячески бедствовать. Словом, это время мы целиком и полностью подходили под рубрику как о «плавающих и путешествующих».

Еще в цветущем солнечном Казахстане схватил я какую-то свирепую азиатскую ангину, ехал лежа в машине с жесточайшей головной болью; отлеживаюсь и сейчас, но уже в состоянии и работать помалу, и поворачивать голову по-человечески, а то был как волк: чтобы оглянуться, приходилось поворачиваться всем корпусом.

В Камышине устроились хорошо. У меня даже отдельная рабочая комната есть, чего не было, к сожалению, с 41 г. И вот теперь я — счастливый и довольный — сижу в одиночестве и словно кочевник, впервые вкусивший сладкого яда культуры, — с наслаждением взираю на настольную электролампочку. Что там ни говори, а она, подлая, лучше любой керосиновой «молнии»!

Сейчас стоят длинные ночи, настала самая рабочая пора для меня, и не знаю, когда придется быть в Москве. Может быть, в январе, а если Светлане (старшая дочь писателя, студентка — Е.М.) удастся побывать у нас во время зимних каникул, то и позднее!

Большая просьба к тебе, Дмитрий Васильевич, пришли папирос, сахару и кофе, если есть у вас этот заморский продукт. Табачком обнищал окончательно, даже 15 стаканов тамбовско-кирсановской махорки, купленной по дороге из Москвы, покурил с помощью добрых людей, конечно! Сахару в доме нет, а кофе твои хозяйственники прошлый раз отпустили ровно в количестве 100 гр. Цифра эта, безусловно, не плохая, особливо в жидком виде и перед обедом, а что касается кофе в таком количестве, то мы долго думали с Мар. Петровной (супруга писателя — Е.М.), когда и как его употребить (распределяли примерно так, как немецкий солдат распределял свой суточный табачный паек из трех сигарет), словом, нет этого бедного кофе, не залежалось оно!

Посылку можно направить самолетом или поездом на Сталинградский обком, а они перешлют мне, или же я по получении пошлю за ней машину.

Спасибо за внимание и помощь Светлане. Предай от всех привет и добрые пожелания Марии Георгиевне, Тамаре и Вове. Крепко жму руку и обнимаю тебя!

Твой М. Шолохов.

P.S. С отрывком (из романа «Они сражались за Родину» — Е.М.) получилось очень плохо. Я отлично понимаю, что «Правда» не литературная газета, но раздробили они так, что прежде чем посылать в газету новый отрывок, я еще подумаю, стоит ли? И не начинать ли прямо с журнала? М. Шолохов. 25/XI – 43».

В Камышине Михаил Шолохов с семьей пробыл до июня 1944 года, продолжая работать над романом «Они сражались за Родину». Кроме этого, за весь волжский период он написал цикл статей и очерков, озвучил по всесоюзному радио ряд выступлений и обращений.

И вот все это, спустя 60 лет, послужило основанием для энтузиастов увековечить имя классика русской литературы на берегах Волги. К счастью, в городе Николаевске сохранился, пусть и в весьма плачевном состоянии, дом, в котором Михаил Шолохов с семьей проживал в 1942 году. Глава Николаевского района Александр Ткаченко, автор этих строк, журналист и краевед, обратились к генеральному директору компании «Лукойл-Нижневолжскнефть» Н.М. Николаеву с предложением реставрировать тот дом, чтобы открыть в нем мемориальный Дом-музей М.А. Шолохова — второй после станицы Вешенской музей классика в современной России, причем посвященный исключительно военному Шолохову, полковому комиссару, автору военных произведений. Всестороннюю поддержку большому культурному проекту – создание музея нобелевского лауреата — оказал и губернатор Волгоградской области Н.К. Максюта.

22 июля 2004 года в торжественной обстановке с участием руководства Волгоградской области, Николаевского района, компании «Лукойл», Союза писателей России состоялось открытие мемориального музея. Его первым экспонатом стал портрет полкового комиссара Михаила Шолохова на фоне Волги и Дона кисти известного московского мастера живописи заслуженного художника России Геннадия Животова. Впоследствии еще семь работ на шолоховскую тему украсили стены музея и стали его главной достопримечательностью.

На праздновании 100-летия классика в мае 2005 года Волжский Шолоховский центр преподнес знаменательный дар жителям Николаевска. Рядом с Домом-музеем М.А. Шолохова был установлен великолепный бронзовый памятник писателю-воину, полковому комиссару, а на фасаде дома нашла свое место памятная бронзовая доска. Автор обеих работ — член Волжского Шолоховского центра московский скульптор Анатолий Лунин.

В ознаменование пятилетия музея в 2009 году была выпущена Петербургским монетным двором памятная медаль трех достоинств (золотая, серебряная, мельхиоровая). Автор этой уникальной работы, на аверсе которого изображен портрет Михаила Шолохова с названиями «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину», а на реверсе — здание музея с памятником писателя, — выдающийся современный мастер медальерного искусства, главный художник Гознака и народный художник России Александр Бакланов, он же один из энтузиастов Волжского Шолоховского центра.

Все экспонаты — оружие (автомат ППШ, офицерский кортик) книги, фотографии, медали, плакаты, эскизы картин и многое другое — дар активистов Волжского Шолоховского центра Евгения Малюты, Ивана Неизвестного, Александра Ткаченко, народного художника России Николая Колупаева, московского художника Виктора Слатинского, писателя-классика Юрия Бондарева, драматурга и публициста Юрия Полякова и других.

Идея энтузиастов воплотилась в реальность. Благодаря также информационной поддержке «Литературной газеты», московских газет «Завтра», «Правда», николаевской районной газеты «Заволжье» (главные редакторы Елена Богатырева и Александр Лепещенко), Союза писателей России. Большую роль в развитии музея сыграла инициатива главы Николаевского района А. Ткаченко установить творческие связи с музеями в станице Вешенской, Волгограде, Москве, Камышине, Палласовке, Киеве и Одессе (Украина), казахстанском селе Дарьинское. Эти связи позволили работникам николаевского музея достичь высокого профессионального уровня, систематизировать и сформировать научно-тематическую направленность работы музея, сделать его авторитетным культурным учреждением в Волгоградской области. Таким образом, главой Николаевского района А. Ткаченко и другими организаторами музея была подготовлена база для создания научно-исследовательского Волжского Шолоховского центра, цель которого — пропаганда творческого наследия великого классика и поисковая исследовательская работа.

Прошли годы.

Предложение построить рядом с маленьким музейным домом оригинальное двухэтажное здание Волжского Шолоховского центра на средства организаторов было отвергнуто, как и предложение основательно обновить и обогатить экспозицию музея уникальными предметами, артефактами, антикварными книгами, документами. Еще в 2010 году музей потерял статус самостоятельного учреждения культуры и пребывает ныне в ранге литературного отдела Николаевского краеведческого музея, где проводят свои вечера и юбилеи местные поэты, ветераны труда и старожилы города. О Михаиле Александровиче Шолохове здесь вспоминают, к сожалению, по случаю. Профессиональных шолоховедов в музее нет, не пополняются его фонды. Экскурсоводы мало что знают о пребывании писателя в городе Николаевске с середины октября 1941 года и до октября 1942 года, не говоря уже о камышинском периоде жизни, неведома для них и творческая деятельность классика.

Как бы там ни было, за шесть лет своей деятельности Волжский Шолоховский центр сумел создать полноценный мемориальный музей в городе Николаевске, который сегодня олицетворяет собой образ писателя-воина, полкового комиссара Михаила Шолохова, автора прекрасных незабываемых произведений советской военной прозы. О музее можно смело сказать: мал золотник — да дорог. И подтверждением тому служит юбилейное послание директора Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова в станице Вешенской О.А. Анистратенко:

«Полтора десятилетия назад вы стали на благородную вахту — сохранять память о крупнейшем писателе-воине Михаиле Александровиче Шолохове. Ваша работа достойна высокой оценки. Вы стремитесь донести до каждого посетителя осознание того, что шолоховское наследие учит патриотизму, верности, правде жизни. Учит бороться за справедливость и побеждать.

Мы рады, что наши устремления совпадают в главном: это общее понимание предназначенной музейной работы — сохранять память о шолоховских творческих приоритетах, нести людям шолоховское слово о людских судьбах, о войне и мире.

Уверены, что на основе накопленного опыта Николаевский Дом-музей М.А. Шолохова будет смело идти вперед, понимая свою важную миссию».

Волжский Шолоховский центр готов эту важную миссию выполнять и впредь, достойно и бескорыстно. Тому порукой неувядаемое имя великого классика отечественной и мировой литературы, жизнь и творчество которого еще требуют тщательного изучения и заслуживают любви и поклонения соотечественников. Верится, что станет Николаевск местом паломничества туристов. Ведь в Камышине, что через Волгу напротив, решено построить причал для проходящих сегодня транзитом больших туристических теплоходов. Многие путешественники, надо полагать, проявят неподдельный интерес к волжскому периоду жизни и творчества выдающего мастера русской словесности, автора народной эпопеи «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

Евгений Малюта,

писатель, исследователь творчества М.А. Шолохова

 

Фрагмент картины Геннадия Животова «Полковой комиссар Михаил Шолохов».

 

Справка «Отчего края»:

Малюта Евгений Васильевич живёт в Москве.

Начинал свой журналистский путь в 1964 году, будучи корреспондентом газеты «Заволжье» Николаевского района Волгоградской области. После завершения учебы на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова работал в областной и центральной печати, корреспондентом ТАСС, на московском канале Центрального телевидения.

Последние двадцать лет посвятил себя изучению творчества классика русской советской литературы М.А. Шолохова. Им издана книга «Волжский утес Шолохова» о военных годах пребывания писателя на Волге. Е.В. Малюта — один из авторов фундаментального труда «Шолоховская энциклопедия», автор историко-краеведческих книг о городе Николаевске, старинных волжских селах Николаевского района. В конце 2019 года в Москве вышел в свет его капитальный труд в двух томах «Летопись Николаевского благочиния».

Е.В. Малюта — один из создателей мемориального Дома-музея М.А. Шолохова в городе Николаевске, член Волжского Шолоховского центра (Москва).

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Один из моих любимых писателей. Мечтаю побывать в Вёшках, мои Раздоры, мой Усть-Донецкий на Северском Донце ( моя малая родина) там недалеко. Узнала что-то новое о Михаиле Шолохове.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here