Онтология «Обыкновенной истории», актуальная всегда: столкновение юношеского лучащегося образа мира с косностью реальности, талдычащей своё… «Обрыв», «Обыкновенная история», «Обломов» — сплошные О, округло выкаченные Иваном Гончаровым в реальность…

Представляется Обломов, читающий «Обыкновенную историю» — нежный, сонный Обломов, словно живущий на облаке, сострадательный, добрый…

Чем плох?

В мечтах не проживёшь, да и лежанием ничего не изменишь.

В Обломове есть нечто буддийское: не-деяние, приводящее к не участию во зле, хоть и не даёт не-деяние жизненного плода…

Мощно вылепленный, круто и кругло выписанный Илья Ильич, получивший возможности того света: где-то там, в иных, сложно пересекающихся пространствах, он творит нечто благородное и возвышенное – мечта, сходная с теми, что наплывали в сознание его.

Сознание – восприятие жизни.

«Обрыв» разрушает некоторые иллюзии, оставляя большинство не тронутыми, но… едва ли бы Обломову понравился бы «Обрыв».

Райский противоположен Обломову: страсти не дают сидеть на месте: что лучше?

Никто не ответит – просто констатация, художественный мир, становящийся реальнее реального: ибо последнего уже нет, сильно видоизменился, а первый существует, играя красками и оттенками оных.

Малиновка, впрочем, похожа на обломовское именье: все они были похожи.

Сюжетные плетение «Обрыва» богаче, туже сплетаются линии, а в Обломова что… лежит да лежит…

Даже влюбился так, что ничего не изменилось…

И катятся эти мощные «О», запущенные Гончаровым, катятся бесконечно: свидетельствуя о русской жизни, показывая её, разъясняя – насколько поддаётся разъяснениям.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here