МЕРЦАНИЕ СИМФОНИЙ ГУСТАВА МАЛЕРА

Просмотры 64

Симфонии и песни – что может быть общего?

…Малер предложил новую кульминацию в симфониях – она везде и нигде: отчётливость мелодии превращается в плавное и возвышенное мерцание золотящейся небесной парчи.

Мистика Малера – от свойств океана.

Из богемской деревни, отец трактирщик – откуда это раскрывшееся музыкальное небо?

Семья переселяется в старинный моравский город – с театром, где иногда ставились оперы, с ярмарками и военным духовым оркестром.

Народные песни и марши: первая музыка, которая входит в сознания мальчишки Малера.

И способности открываются рано – с шести лет мальчика обучают игре на фортепиано.

В гимназические годы он концентрируется на музыке и литературе, с пренебрежением относясь ко всему остальному.

Юность в Вене!

В Венской консерватории Малер обучается глобально, слушая ещё и лекции Брукнера, с которым его впоследствии сроднит монументальный симфонизм.

Тотальный симфонизм – Малер стремился вместить космос в каждую из своих симфоний, и, если прослушать записи Бернстайна, можно ощутить, насколько ему это удалось.

Вена юности Малера – одна из музыкальных столиц.

Приезд Вагнера был таков, что за шесть недель, что он провёл в городе, руководя постановками своим опер, все умы помешались на нём.

Вена становится духовной родиной Малера.

Он никогда не обучался искусству управления оркестром: тем не менее, стал блистательным дирижёром.

С оперетт начинал, но сущностно отстаивал кредо Вагнера: дирижирование есть искусство, а не ремесло.

Лейпциг и Гамбург тоже влияют: разные театры принимают Малера, пока не призовут его назад, в Вену, он становится директором Придворной оперы.

Строение его симфоний, включение в них вокальных партий шло от достижений австро-немецкой музыки 19 века, и, обогащённое золотоносной силой Малера, пропущенное через фильтры феноменального дара,  зажигалось новыми огнями.

Литература влияла своеобразно: ключ здесь – от романтиков, предлагавших черпать вдохновение в поэзии; Гёте определял многое в сочинениях Малера.

Симфонический эпос Малера – единая инструментальная эпопея.

Каждая часть вытекает из предыдущей, являясь и продолжением, и отрицанием оной.

Песенные циклы, переливающиеся серебром созвучий…

Небесный Малер, исторический, литературный: и звучат, и звучат феноменальной силы музыкальные горные кряжи.

  Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

«СВЕТОВОЕ НАЧАЛО» ПОЭЗИИ А. ПАРПАРЫ

Словесная игра – однако, творимая совершенно всерьёз: игра, насчёт получившейся и нет жизни, метафизика сомнений, искры огня: Жизнь, к счастью, успокоилась. И даже Мне нравится. Особенно с утра. Лежу по-царски…

«СПАРТАК» РАФАЭЛЛО ДЖОВАНЬОЛИ

Советский мальчишка отрывается от привычной действительности, погружаясь в завораживающие слои «Спартака»: и мир, представленный книгой, настолько не соответствует реальности, что хочется её подкорректировать… Или переделать вообще. Джованьоли следовал романтической традиции.…

РЕЖИССЁР, КОТОРОМУ БЫЛ ТЕСЕН ТЕАТР

К 100-летию со дня рождения Анатолия Васильевича Эфроса «В добрый час!» В. Розова, данный в нежно-акварельных размывах надежды и световой бодрости, прозвучал в Центральном детском театре необычно – ставил А.…