Они взлетают, падают, плавают, алкоголь превращая в поэзию, поэзию – в алхимию; они ищут алхимика – для преображения: при жизни, всерьёз полагают, что мёртвых можно поднимать стихами, созвучьями творя чудеса, и иногда вздрагивая: искусство ведь умерло. Как Бог.

…который продолжает жить, наблюдая за этим сквозным, подпольным, неистовым обнажением душ, вершащих пьяные свои, творческие хороводы.

Никто так не живописал поэтически-философско-эзотерическую Москву: подпольную совершенно, как Юрий Мамлеев в «Московском гамбите», разыгранном виртуозно, и с тою мерой таинственности, что свидетельствует о прикосновение к вечности.

При жизни.

Или – к доступности параллельных пространств.

…эти люди не представляли, как всё разлетится через двадцать лет, не могли подумать, что стихи и идеи, такие важные, сулящие великолепные полёты, будут опровергнуты жестокостью денег и бандитизма; не представляют, что можно будет опубликовать всё – но это не будет значить ничего, ибо вечность отступит, как будто, под натисками блескучих и летучих земных соблазнов.

И любая публикация будет значить, меньше праха.

Меньше трупа, которые иногда – как в диком гиньоле, как в напластованиях абсурда – становятся персонажами у Мамлеева.

В «Московском гамбите» за каждым персонажем – прообраз, но стоит ли их угадывать?

Так ли интересно?

Интереснее переулочно-квартирная, пивная Москва, где ткётся живая алхимия творчества; интересен таинственный Саша Трепетов, который так и не сведёт с человеком Востока, он же алхимик, интереснее перетекание идеи в идею, и скрип старых полов, и дерматиновые двери, за которыми творятся словесные чудеса.

Надсадно читать стихи: сейчас умрёшь…

Обязательно столько пить?

Того и гляди Аполлон Григорьев ворвётся с ним, поймает из воздуха гитару, запоёт, склонив к струнам одутловатое от пьянства лица.

Обязательно столько пить?

Дело умножалось ещё и тем, что в официальную печать, равно на официальные художественные выставки этим поэтам и художникам путь закрыт: а так важно, важно для них…

Им бы сейчас под восемьдесят всем было.

Они б не протянули столько.

И остаётся это неистовое ощущение – они прикасались к безднам: так легко, они входили не в коммуналки, а в подпольные дворцы, они верили в преображение при жизни.

Правда – искали его своими способами…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here