Литература кончилась… Она не может кончиться никогда! Будучи самым древним (наравне с живописью, впрочем, но тут – другой… контрапункт) способом исследования человеческого бытования на земле, в недрах этого вечного вращения юлы юдоли, литература не может оставить человека и человечество, растолковывая ему, человеку, знаки и коды его поведения, мировоззрения, счастья и тяжёлых туч несчастья…

…ведь Раскольников не мог совершить убийство: ни одно: ведь он – изначально, по корневой сущности своей необыкновенно чист: а ударившая его идея – ложная, дурного свойства, и Родион Романович, подчиняясь ей, творит свой дурной сон – подсмотренный потом смешным человеком, что выливается в ветвистый вариант антиутопии, названный Достоевским «Сон смешного человека»…

…ведь «Архиерей» ни во что не верит, живя заданностью предприятия под названием судьба, и то, насколько он, иерарх церкви, связан с механизмами этого предприятия, свидетельствует о глубине познания душевно-духовных бездн, исполненных Чеховым так, что каждая строка сияет золотою нитью…

Магия вредна: но – магия литературы, воздействуя на человеческое сознание, заставляет его работать на невиданных оборотах, иначе оценивая отношение к себе, миру, своему месту в мире…

…Джек Бёрден, исполняя рабочую миссию, разговаривает с отцом, не ведая, что это отец, считая оным совершенно другого человека, не предполагая, что разговор этот закончится (вне присутствия Бёрдена) выстрелом в сердце – громово исполненным его подлинным отцом… Роль которого исполнит судья Ирвин: кстати – советская экранизация: с молодым М. Козаковым в роли Джека: была чиста, сложна, и тщательно исполнена; но, разумеется, никаких экранизаций быть не может, единственный вариант оных – запустить по экрану текст, тем не менее, некоторое приближение к мощной плоти и духу романа Р. Пенн Уоррена, феноменально переданного на русском В. Голышевым, намечалось, можно было почувствовать нечто… необыкновенно-психологическое, волшебное…

Литература ушла из жизни.

Литература может существовать только в варианте глобального восприятия гражданами государства ценности оной…

Советский Союз?

Как ни странно, сложно, смешно – да…

Ещё, возможно, Япония, где ежегодный конкурс хокку и танку открывает лично микадо — император: не представимое явление: нигде.

…Такубоку, тончайший снежный мастер строк, умирающий в нищете, в 27 лет, на циновке в жалкой хижине отца…

Литература умерла – король жив!

…наука объясняет законы зримого мира, будучи очень жёсткой и не терпящей возражений: по-своему права, но она никогда не объяснит космоса, бурно живущего в недрах человеческого сознания (с которым всё неясно, и вообще – Иван П. Павлов выгонял из лаборатории людей, дерзнувших употребить слово «сознание»)…

Религия?

Но она оперирует столь не доказуемыми явлениями и феноменами, что и они… скорее часть литературы, нежели самостоятельные объекты рассмотрения.

При этом – литература умерла…

…Кароль Войтыла, единственный поляк на сиятельном троне Ватикана, собирает десятки тыщ молящихся, умирая – его любит мир: Кароль Войтыла, известный реальности, как Иоанн Павел II, будучи замечательным польским поэтом, даёт сложнейшие и тончайшие, из ассоциаций свитые туго, как гнёзда, стихи, многажды переведённые на русский, демонстрируя такую власть литературы, что…

Остави, Господи, меня

и разум мой бескрылый

на немощи не обрекай,

не истощай мне силы.

— нет благодарности такой,

чтоб вечность мне объять

и сердца солнечной стрелой

измерить благодать –

— а если б и постиг я мир,

пожар бы воспылал, —

раздай я хоть всего себя –

я ничего б не дал.

А Ты, Предвечный, с каждым днем

мне убавляешь силы,

вверяя Свой безмерный Дом

душе моей бескрылой.

(перевод А. Базилевского)

…дух захватывает, если вчитываться, сопоставляя, непроизвольно проводя параллели со смертями… Петёфи… Ботева…

То, что связано с потаёнными кодами личности, каждой индивидуальности, расшифровкой собственного «я» — не может умереть.

Но – литература умерла.

Она умерла – в смысле невостребованности, она умерла в том смысле, что все социумы ныне закручены вокруг стержней экстремального эгоизма и поганой прагматики, а литература, как и высокая наука, не даёт сиюминутного результата: она рассчитана на долгие периоды человеческого бытования…

…пресловутый батька Махно, оболганный и обруганный, написал несколько стихотворений; сделанные жёстко, сильно, пружиняще они свидетельствуют не только о дополнительном таланте самого известного анархиста, но и об уверенности его в силе литературы: что не зафиксировано – того нет…

Кони версты рвут наметом,

Нам свобода дорога,

Через прорезь пулемета

Я ищу в пыли врага.

Застрочу огнем кинжальным,

Как поближе подпущу.

Ничего в бою не жаль мне,

Ни о чем я не грущу.

Здесь подходим к главному: литература умерла…

Литература не может умереть, ибо – не зафиксированное: не существует…

Жюльен Сорель входит в действительность, показывая, как надо и не надо жить; взрываясь суммами эмоций, зафиксированных так, что опровержение невозможно…

Можно обратиться к безднам богословия (странно – человек вполне определим, как бездна в телесной оболочке); можно соприкоснуться с формулами Максима Исповедника, или Нила Сорского, но… ведь мы всё равно будем иметь дело с литературой: с золотом буквы, становящейся волшебной, втягиванием в силовое поле пишущего…

Мы можем соприкоснуться с «Посторонним» – который является своеобразным предупреждением каждому: против пустоты души, против не-насыщенности ничем…

И та, пустота, которая представлена «Посторонним» А. Камю, заполняема только литературой…

Которая умерла.

…увы – всем: для того, чтобы литература была слышна, она должна быть государственной: и – антигосударственной…

С одной стороны: П. Проскурин.

С другой – Кафка…

И тот и другой достойны рассмотрения: с разных сторон, с разных ракурсов – бытования жизни, которой нет без литературы…

Не замечали: жизнь становится жизнью только при условии наполнения литературой…

…великолепие древней Исландии: самого чистого места в мире, самая чистая вода, самые здоровые люди, нет ни одного мирового писателя (исключая лауреата динамитной премии Лакснесса), даёт сложнейший, на уровне китайского, язык, и – факт – каждый второй пишет стихи.

Пусть они не значат ничего: но феномен речи остаётся фундаментальным…

Литература есть везде…

В предельно сытой, маслом коровьем блестящий Финляндии, есть литература Силланпяя, с его «Праведной бедностью», которой не должно быть; с полётом мысли и счастья Руненберга…

Литература умерла…

Что можно предложить?

Государственную зависимость литературы?

…не плохо для писателей, которые – при таком условие – соберут сытный денежный урожай…

Литература умерла…

Она бессмертна – проходя по проводам нервов многих душ, она продолжается всегда, несмотря на дрянь социумов, мелочь бытия и нервную дрожь: выживу ли; она продолжается всегда, фиксируя такие нежные и сложные вещи, о которых человек и сам не знает; она жива всегда – даже когда реальность противоречит ей – тупо, упрямо…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here