
К 415-летию Пьера Корнеля
Мы наконец одни, и я могу свободно
Явить перед тобой, как стражду безысходно,
Могу печальный вздох не подавлять в тиши,
Могу тебе раскрыть всю скорбь моей души.
Да, мой отец убит; Родриго дерзновенный
Омыл свой первый меч в его крови священной.
Пролейтесь, токи: слез над злейшей из кончин!
Увы! Моей души одна из половин
Другою сражена, и страшен долг, велевший,
Чтоб за погибшую я мстила уцелевшей.
Корнель Пьер, «Сид»
6 июня исполнилось 415 лет со дня рождения Пьера Корнеля, французского поэта и драматурга, «отца» французской трагедии.
…В конце 1636 года во французской речи появилась новая поговорка: «beau comme le Cid» — «Прекрасен, как Сид». Так отреагировала публика на очередное творение Пьер Корнеля – трагедию Сид. При этом официальная критика отозвалась о пьесе как о неудачной. Однако у театральной публики сложилось иное мнение, даже не смотря на то, что Корнель прославил врагов страны, ведь Сид — испанский герой, а первая постановка трагедии состоялась в разгар войны Тридцатилетней войны, во время, когда Франции терпела поражения от испанцев…
Пьер Корнель родился в Руане, в Нормандии, в семье богатого буржуа, адвоката. Надежд отца Пьер не оправдал хотя, окончив коллеж иезуитов, на протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. И даже получил в 1628 году место прокурора, однако мало интересовался служебной карьерой, к тому же не только не владел ораторским искусством, но даже отличался заметной косноязычностью в устной речи.
В мир литературы вошел, публикуя в газетах небольшие стихи «галантного» содержания. Но уже первая его пьеса, комедия «Мелита» (1629), была встречена тепло. Он написал еще несколько пьес и стал известен в узких кругах, из которых его слава вырвалась на широких простор после написания трагедии «Сид».
Параллельно с поклонниками, Корнель обзавелся и недоброжелателями, а вокруг «Сида» развернулась длительная и яростная дискуссия. По сути, то был скандал, спровоцированный французской Академией, обвинившей автора пьесы во всех смертных грехах, причем не только литературного толка. Травля кончилась тем, что драматург покинул Париж и вернулся в Руан.
Но в 1640 году вернулся – и не с пустыми руками. Корнель привез в столицу трагедии «Гораций» и «Цинна, или Милосердие Августа». В короткое время Корнель стал академиком, приобрел славу «драматурга номер один», и с честью подтверждал ее вплоть до 1652 года. Но вот его двадцать вторая по счету пьеса — «Пертарит» потерпела полный провал, после чего уязвленный и огорченный автор решил «завязать» с драматургией, вернулся в Руан, а зажил здесь затворником.
Он занимался переводами, потихоньку писал трактат по драматургии и неожиданно, в 1659 году, получил от суперинтенданта финансов Фуке заказ на пьесу для придворного праздника. Корнель вернулся в Париж, почти каждый год ставил на сцене новую пьесу, но все они не пользовались любовью ни у критиков, ни у зрителей.
После провала трагедии «Сурена» (1674), Корнель окончательно отставил перо. Он остался в Париже, но последующие 10 лет до смерти жил очень уединённо и в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало, Корнелю была назначена маленькая пенсия – и той он лишился со временем. Корнель умер в полной нищете и забвении в 1894 году, в возрасте 78 лет. Повторная, посмертная звезда Корнеля взошла в 1789 году, и зажгла ее Великая французская революция.
Александр Рувинский,
член Союза писателей России
Подробнее – в рубрике ВОУНБ имени М. Горького «Хронограф» http://www.vounb.volgograd.ru/?option=view_post&id=1542