К 125-летию Ильи Ильфа
Остап Бендер снова закручивает аферу, поглядывая на предложенный вариант мира с уверенностью: такой, где всё свищет и обманом пропитан воздух, не оставит его, ловкача-виртуоза голодным…
Бендер, выпавший из романов, пошёл гулять по временам, наслаждаясь их разнообразием, и умело используя суммы соблазнов, предлагаемые ими.
Найдёт ли он общий язык с Чичиковым?
Вот он – круглолиц, выглядывает из лимузина: мёртвых наторговал с успехом…
…известно ли, кто придумал Бендера – Ильф, или Петров?
Их не разлить водой времён, но юбилей ныне у Ильфа.
…он из Одессы, конечно: круто просмолённой местной особостью юмор характерен; Ильф из семьи банковского служащего: вполне многодетной, чтобы было весело.
Техническая школа, конструкторское бюро, монтёр на телефонной станции, токарь, бухгалтер, журналист – Ильф словно коллекционировал занятия, чтобы крепче получился Бендер, пошедший гулять по тропам поколений, по зигзагам времён, по лабиринтам умов.
В Москве Ильф сотрудничал со знаменитым когда-то «Гудком», сочиняя материалы юмористического плана: фельетона искрились, срываясь весело с обнажённых проводов фраз.
«Двенадцать стульев» объединили Ильфа с Петровым; и… кто же всё-таки придумал Бендера?
Или родился он, путём перекрёстного обмена опытом и мнениями?
…верно, в жизни и тот, и другой соавторы насмотрелись на подобных персонажей, но юбилей ныне у Ильфа.
Он вёл «Записные книжки» всю жизнь: дневники поездок колоритно мешались с удачными фразами, наброски фельетонов и очерков представляли формулы будущего.
Ильф умер раньше…
Петров, оставшийся один, вынужден был продолжить сделавшуюся скорбной литературную работу.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик