Фёдор Сухов, чьё столетие отмечается в этом году, представлен в первом номере журнала «Отчий край» основательно…

В разливе царственном река,

И я как будто бы в разливе,

В моей руке поёт рука

Всей тайною незримых линий.

Непостижимое поёт,

Неуловимое трепещет,

И песне хочется в полёт,

Всей кровью выстраданной песне…

Рубины – вроде бы абсурдных словосочетаний, на самом деле добывающих новые смыслы – вспыхивают ярко, переливаясь на солнце духа подлинным цветом постигнутого на земле.

Опыт – всегда двойственен: хочешь, или нет, негатива он будет включать достаточно; но дело поэта – гармонизировать пространство, и Сухов справлялся с этим делом высоко и умело:

Прощаюсь с тихим Доном, с его волной прощаюсь,

Капризная на берег кидается волна,

Она какой-то взбалмошной угрюмится печалью,

Неудержимо буйствует, куражится она.

Показывает удаль, неудержимый норов,

Былой казачьей вольницы хмельной являет дух.

Наверное, от духа, полынного, хмельного,

Средь бела дня встревожился, заголосил петух.

Печали и жизненного азарта, куража в поэзии Сухова поровну: и, мнится, найденный им баланс золотой сердцевиной представляет дыхание жизни.

…традиционно интересно-космически вьются тонко закрученные, верёвочные стихи Анатолия Кима: но веревки здесь сплетены из золотых нитей тончайших ощущений, фантазий, предчувствий:

Отчего так тяжело

Дельфин умирает —

Оттого что легко

По волнам пролетает.

Почему так горестно всхлипывает

Выбросившись на берег

И молча слёзы сглатывает —

Потому что живя в море

Дельфин не в глубину ныряет

И не наверх всплывает

А просто летает в пучине

И выпрыгивая над волной

С неё цветы белопенные

Собирает.

Дельфин – равноправный участник поэтического процесса, запущенного Кимом: как звёзды, смерть, тайна, космос: весь тот пёстрый, галактический мир, что мерно выстраивает поэт-прозаик, чтобы обогатить скудеющее эстетически и душевно человечество.

…поразительно открытые миру произведения Натальи Сырцовой поют реальность одновременно – во взросло-детском аспекте, свидетельствуя, сколь необходимо поэту вечное детство: хотя бы часть —  его замечательных лепестков:

Снежную корочку пробует на зубок

Мёртвая птичка, не застуди зобок.

Ребёнок видит тебя впервые…

Снег местами лежит глубок,

Что ни дерево, то клубок.

И гнёзда почти жилые.

И прекрасная прелесть и жилых гнёзд, и снежной корочки представлены так, что сверкают они на солнце, чьё великолепие обеспечивает процесс жизни.

Своеобразны «Сказки о времени», рассказанные поэтессой: вобравшие в себе морок современности, которому противостоит истинное: то, что стоит ценить, и – копить в душе: пока большинство занято накоплением сиюминутных ценностей.

«Яблоко» Андрея Новикова выступает плавно и кругло, представляя собой своеобразную модель мироздания, пусть увиденную через ночную таинственность:

Снова, глупо, вопреки рассудку,

Не туда повесили звезду,

Спрятавшийся в телефонной будке,

Ночи круг печалью обведу.

Быть собой, пусть увеличит в сумме

Искаженья предрассветный час,

Слушая оцепеневший зуммер,

Проходящий глухо через нас.

Быть собой: множа внутри сознания и души грани сложностей, зыбко и чутко реагируя на предлагаемое реальностью…

Поэт исследует её по-своему, грустно и нежно, посещая «Запретный город» и делая поэтические фотографии «Мгновений».

Елизавета Мартынова одержима – по-хорошему, конечно – высотой, заставляющей:

Написать небесную Россию:

Облака, туманы и поля,

Сумерки её, дожди косые,

Свет, которым полнится земля.

Так, чтоб пело сердце благодатью

И страданьем, горечью живой —

Дом родной, далёкий написать бы

Тонко над речною синевой.

Не заставляющей, разумеется, но – учитывая большие возможности высоты – позволяющей; и Небесная Россия, данная поэтессой, переливается драгоценно, как Китеж, восставший, наконец, из-под метафизических вод…

Точные и жёсткие характеристики характерны для Мартыновой: иные обжигают, как эта:

Не вспомнишь века золотого

В эпохе трудной и скупой —

Сегодня умирает слово,

Развоплощённое толпой.

Эстетика слова ярче всего раскрывается в поэзии: с наибольшим количеством огней, предельно-компактно, и новый номер журнала «Отчий край» превосходно доказывает это…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here