К 80-летию Маргариты Тереховой
…словно сошедшая с холстов Боттичелли: ибо красота Маргариты Тереховой лучится своеобразной запредельностью: одновременно (как будто) согревая изнутри столь разные, круто сделанные роли, уже вошедшие в золотой фонд.
Нежность и задумчивость героини «Зеркала» соответствует пейзажу, выстраиваемому Тарковским: и внутреннему, и данному через конкретику мира: пейзажу, согретому любовью и силой исполнительской игры: и Терехова во многом определяла отражающие и таинственные миры «Зеркала»: которое всегда отчасти портал в другие миры.
На другом полюсе – «Собака на сене»: великолепная Диана: прекрасно-сияющая, аристократически-надменная, собирающая в фокусе роли столько своеобразных и разнообразных лучений.
Жест выверен: голос трепещет – флажками на ветру: каждая фраза ложится в глобальный замысел роли.
Вот бурлеск, умножаемый на трагедию – Миледи: из прекрасно-задорной, отчасти хулиганской, по-хорошему естественно, экранизации бессмертных мушкетёров…
Работа столь же неистовая, сколь и расходящаяся линиями бесконечного, каверзного – в данном случае – обаяния.
Терехова изыскана.
Она – величественна.
Ей столь же естественна Клеопатра, как донья Марта — легка, но и глубока…
Глубины, свойственные человеку, показываются виртуозно: проводятся через мелодику речи, улыбку, меру отчаяния, которую приходится переживать.
Любая роль, казалось, из пантеона мировой классики, подходит актрисе: и каждая будет своеобразна и сильна.
Она разбила редкий сад ролей: загадочная и таинственная Маргарита Терехова, словно явившаяся в наши времена, сойдя с холстов классиков Ренессанса: проявившись из бездн старинной италийской живописи: и воплощение это произошло столь же фантастически, сколь и естественно.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик