К 85-летию Александра Збруева
Нежно-романтическая, необыкновенная светлая книга Б. Балтера «До свидания, мальчики» раскрылась по-новому, получив драматическое звучание в постановке «Ленкома», и роль, исполненная Александром Збруевым, добавляла солнечных лучей…
Он вообще всегда стремился играть светом: счастье жизни, даже сгущаясь драматически, чувствовалось за его… мальчишеством, пацанством – в хорошем смысле слова.
Сколь созвучен был множественности зрителей Ганжа из «Большой перемены»: лукавый и весёлый, никак не желающий учиться, и счастливо влюблённый.
Естественность дыхания окрыляла такую житейскую роль…
А вот – Марат: снова сцена: и сгусток драматической субстанции роли столь велик, что завораживает зал своим напряжением.
Театр и кино сплетаются волокнами – мастерства и естественности, лёгкости и натяжения жизни.
Но Збруев точно чувствует баланс оной: чувствует, передаёт: за плохой полосой просияет хорошая, такая череда и организует жизнь: без которой – не будет ролей…
Они раскрываются – сложными тюльпанами бытия: вот холуй-интеллигент, трепещущий пред Драконом; вот унижение умного сильным, и сколь трагично-трепетно передаёт сумму чувств Збруев!
Вот Клавдий, король Датский, пропитанный интригой, отягощённый убийством; вот он, рассекающий сцену и зрительские сердца властью и трагедией.
Забавный Анучкин из лучащейся «Женитьбы»…
Благородный, уходящий в былое Гаев из «Вишнёвого сада»…
Возраст актёра условен: проживание стольких жизней сильно меняет градус бытия; и нынешний юбилей Александра Збруева словно свидетельствует: много ещё впереди!
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик