Памяти Михаила Рубцова

9 августа не стало известного русского музыканта, основателя Волгоградского ансамбля старинной музыки «Конкордия», заслуженного деятеля искусств России Михаила Николаевича Рубцова. Ему было 66 лет.

Хоровой дирижер Михаил Рубцов родился в 1956 году в Сталинграде, в семье сталинградских интеллигентов – коренных царицан, жителей города, за столетие не раз  менявшего свое название — от Царицына до Сталинграда и Волгограда. Здесь Михаил окончил  Волгоградское училище искусств по классу хорового дирижирования. И в 1975 году поступил в Ленинградскую консерваторию на ту же специальность.

Царицынское воспитание в семье определило интересы молодого музыканта: история Российской империи, религиозные основы имперской культуры, почитание монархического государственного устройства, вокальная музыка последнего имперского периода – конца XIX – начала XX века, русская духовная музыка. Во время учебы в консерватории студент Рубцов подрабатывал пением в церковном хоре и настройкой фортепиано. В старых петербургских домах за настройку инструмента ему нередко платили старинными нотами и книгами по музыкальному воспитанию, изданными еще  в дореволюционной России. В советское время эта музыка уже не исполнялась, а для Михаила была настоящим сокровищем, которое он нашел и открыл, как бесценный клад.

В советском вузе, которым была в то время Ленинградская консерватория, пение в церковном хоре не приветствовалось, у студента, влюбленного в духовную музыку, начались сложности, вплоть до исключения. Когда же он восстановился в консерватории, то судьба его вознаградила – последний курс он проходил в классе выдающегося хорового дирижера, художественного руководителя Ленинградской хоровой капеллы Владислава Чернушенко.

Вернувшись в родной город после окончания консерватории, Михаил Рубцов в 1981 году создал в ДК им. Гагарина женский вокальный ансамбль «Конкордия» (в переводе с латинского — «Согласие»), названный в честь первого в Царицыне театра-сада «Конкордия». И обратился  к той нотной литературе, которую начал собирать в Ленинграде, — старинным песням и романсам, детским игровым потешкам и колыбельным, духовным стихам и колядкам, духовным сочинениям русских композиторов XVIII—XX веков, государственным гимнам Российской империи. Созданный Рубцовым впоследствии Духовно-певческий центр «Конкордия» обладал уникальной коллекцией старинных нотных сборников для бытового музицирования, учебных пособий для музыкального воспитания дома, в гимназии и Смольном институте благородных девиц. Эта коллекция стала основой репертуара ансамбля «Конкордия».

Первая же программа «Русский музыкальный салон пушкинской поры», показанная в 1981 году, стала ошеломляющим открытием для слушателя. На сцене возник образ культурного русского дома, городского и усадебного, — образ утраченной благородной красоты, которая оказалась не только живой, но и остро необходимой в конце XX века, после шестидесяти с лишним лет духовного и культурного опрощения.

Рубцову удалось воссоздать и манеры воспитанной девушки XIX века, и само звучание женского хора, не похожее на хоровой стиль советского времени. К этому звучанию музыкант пришел, изучая певческие традиции Петербургской Придворной хоровой капеллы и записи эмигрантских хоров русского зарубежья.

Поиск репертуара продолжался в каждой гастрольной поездке ансамбля. Крупной находкой стала «Трехголосная литургия» великого русского композитора XVIII — начала XIX века Д. Бортнянского, обнаруженная в 1982 году в Пскове. В исполнении «Конкордии» это сочинение впервые прозвучало на концертной эстраде. В 1983 году М. Рубцов открыл для слушателя еще одно гениальное сочинение — «Детскую литургию» П. Чеснокова. Сестра покойного композитора подарила М. Рубцову ноты никогда не звучавшего произведения, и «Конкордия» стала его первым исполнителем.

В 1987 году ансамбль дал благотворительный концерт в разрушенном Городищенском храме неподалеку от Волгограда. Это стало знаковым событием для нашего края накануне 1000-летия Крещения Руси — символом возвращения к отвергнутым когда-то духовным ценностям.

В 1989 году Михаил Рубцов основал первую в России духовно-певческую школу «Конкордия», где преподавание велось на основе принципов музыкального воспитания в дореволюционной русской гимназии. Из выпускниц школы был создан ансамбль «Малая Конкордия», выступавший вместе со взрослой «Конкордией». Воспитанницей первого выпуска была юная Нина Стукановская, которая в скором времени станет артисткой «Конкордии», а потом – супругой Михаила Николаевича. Свою единственную дочь они назвали Конкордией.

Помню, как примерно в это же время «Конкордию» пригласили выступить в актовом зале Волгоградского обкома партии. Факт сам по себе удивительный. Но еще удивительнее было то, что набился полный зал, и когда «Конкордия» под управлением Рубцова запела гимн «Боже, царя храни», зал встал.

Традиционными для «Конкордии» стали экспедиции за музыкальным материалом по городам Поволжья. Ноты из старинных усадеб, предметы быта и музыкальные инструменты конца XIX — начала XX века — все это собиралось в таких поездках. С тех пор в каждой программе ансамбля появляется образ бонны — классной наставницы в подлинном платье XIX века, с настоящим школьным колокольчиком в руке.

Открытиями для российского слушателя были такие программы «Конкордии», как концерты-монографии «Д. С. Бортнянский» и «Князь А. Ф. Львов», программы «Придворные концерты Бортнянского» и «Бахчисарайский фонтан» А. Аренского, чинопоследования «Венчание Придворного Обихода» и «Панихида Придворного Обихода».

В это бурное время начала 1990-х, когда в Волгограде появились меценаты, Рубцов стал с их помощью проводить в Доме офицеров «Шереметевские хоровые ассамблеи» — в память о хоровой капелле графа П.Б. Шереметева в Петербурге, основанной в 50-х годах XVIII века. Это были роскошные хоровые концерты в переполненном зале, где люди стояли в проходах, а на сцену выходили потомок тех самых Шереметевых, руководитель Русской консерватории в Париже граф Петр Петрович Шереметев, Петербургская хоровая капелла во главе с учителем Рубцова Владиславом Чернушенко, ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и другие известные музыканты.

У «Конкордии» основной формой концертных программ стало хоровое представление — синтез музыки, литературы и театра. Этот новаторский принцип получил яркое воплощение в программах «Учительная музыка», «Дитя-певец», «Последние песни Российской империи», «Дворянское гнездо», в поставленных ученицей М. Рубцова Ниной Стукановской программах «Душа эмигранта», «Песенки Вертинского», «Голос и Логос», а также в цикле программ М. Рубцова, посвященных культуре дореволюционного Царицына: «Журфикс у «Конкордии», «Театр-сад «Конкордия». 1906 год», «Царицын от Рождества до Крещения», «Суаре в старом Царицыне — городе, которого нет». В 2011 году к 30-летию ансамбля Рубцов создал итоговую программу царицынского цикла «Снился мне сад…».

Михаил Рубцов многократно становился лауреатом международных фестивалей православной музыки в Москве, Минске и Плесе, российско-американского фестиваля «Пробуждение», «Невских хоровых ассамблей». В 1992 году стал первым победителем регионального конкурса «Провинциальная муза» (впоследствии – «Царицынская муза»). Был награжден почетным знаком «Хранитель традиций».

В 2016-2017 годах на Волгоград обрушилось такое разрушительное явление, как «оптимизация», имевшее катастрофические последствия для всех сфер общественной жизни региона – от медицины до культуры. Городские чиновники «оптимизировали» и Духовно-певческий центр «Конкордия» Михаила Рубцова, куда входили ансамбли «Конкордия» и «Малая Конкордия» и духовно-певческая школа «Конкордия». Центр ликвидировали, помещение отобрали, школу слили с одной из обычных музыкальных школ, а ансамбль старинной музыки «Конкордия» перебросили в «Волгоградконцерт» на мизерное финансирование. Возможно, именно этот удар со стороны города, для которого Михаил Рубцов сделал так много, привел к тяжелой болезни, от которой Михаил Николаевич страдал в последние годы.

Руководителем ансамбля стала Нина Стукановская, которая окончила Волгоградский институт искусств и культуры по классу хорового дирижирования у Михаила Рубцова. Там же сейчас учится и будущий хоровой дирижер Конкордия Рубцова. Недавно Диша, как зовут ее дома, дебютировала как дирижер в дни открытия волгоградского собора Александра Невского, выступив с «Конкордией» на площади перед собором.

Михаил Николаевич был очень верен в дружбе, дружил десятилетиями и никогда не изменял своим друзьям. Вот они на фото с Мишей в обнимку – основатель «Царицынской музы» Анатолий Карман и художник Владислав Коваль, создавший символику «Конкордии» и «Царицынской музы». А за неделю до своего ухода Миша поздравил автора этих строк с днем рождения…

Гордость, слезы, печаль. И звучащий в душе нерукотворный хоровой памятник, воздвигнутый Михаилом Рубцовым в музыкальной культуре России.

Татьяна Данилова,

член Союза театральных деятелей России

 

Справка «Отчего края»:

ДАНИЛОВА Татьяна Васильевна – эссеист, член Союза театральных деятелей России, исполнительный директор Волгоградского областного общественного благотворительного фонда «Царицынская муза».

Родилась в 1949 году. Живёт в Волгограде.

Окончила историко-филологический факультет Волгоградского педагогического института и киноведческий факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (Москва).

Публиковалась в журнале «Отчий край», газете «Грани культуры» и др.

Автор книги «Антология волгоградской культуры».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here