Памяти Юза Алешковского
Песни Алешковского – с колоритом колымского белого ада – разлетелись по стране: и авторства уже не требовались, ибо зачислены были в разряд народных; песни жёсткие, лирические, грубые: никак не вписывающиеся в советский официоз.
Им и не требовалось.
Интересны контрасты Юза Алешковского: сложно представить, что один человек является автором «Лесбийской» и «Кыша и Двапортфеля» — нежной, приключенческой детской повести, широко звучавшей когда-то…
…романы писал от лица представителей низовых слоёв общества, заваривая густо: и речь, и сюжет; и даже пресловутый мат звучит естественно: ведь представители оных слоёв на нём и разговаривают.
…мужицко-грубая история любви, раскалывающая плоть повествования лихой и забубённой книжки «Николай Николаевич»…
История, рассказанная по пьяни — с перцем, с собачьим сердцем, с ветерками матерка…
И – снова вспомнятся приключения Кыша, прозванного за маленький рост Двапортфеля…
Не совместимые полюса, великолепно совмещённые Алешковским…
А вот – «Перстень в футляре», где язык и затейлив, и витиеват, и сочное описание событий сочетается с весьма схематичной структурой романа; и торчащий главной фигурой: этакой фигой – Гелий: из «пролетарской буржуазии» и к тому же воинствующий атеист…
…бесенята замелькают, играя свои скользкие роли…
Языковое мастерство и неистовая какая-то искренность, открытость, смешиваясь в разных дозах, рождают книги Алешковского: весёлые и страшные, бурные и…поспокойнее…
И полюса его возможностей – великолепны.
…и снова поются, звучат, летят над страной – те лагерные песни, так мощно сочинённые человеком, никогда лагеря не знавшим.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик