Заглянув в глубокий колодец,

даже в полдень увидишь звезды.

Заглянув в глубокую душу,

даже в полночь увидишь рассвет.

Аневито Кем

«Уж сколько людей померло, а смерть никто не считает»… Эти горькие слова из «Чевенгура» Андрея Платонова дали название книге Александра Лепещенко – новому оригинальному образцу «художественного литературоведения». Автор умело встраивает в напряженный и динамичный сюжет романа отрывки из выдающихся произведений литературы разных времен и народов, а любимые классики (Ф. Достоевский, А. Платонов, В. Маяковский) становятся собеседниками, наставниками, а порой – и судьями его героев.

О чем же повествует роман «Смерть никто не считает»? Едва ли вы, читатели, однозначно ответите на этот вопрос – восприятие такого произведения в полной мере зависит от уровня глубины его познания.

Как и другие книги А. Лепещенко, этот роман похож на айсберг, и поспешный взгляд способен зафиксировать лишь его верхушку. А узнать, что скрывается там, внутри, под водой, вы сможете, лишь выбрав свою глубину погружения в текст.

Можно пройти короткий путь «с вершины айсберга», спуститься самую малость – только ноги намочить. Тогда, в восприятии книги на уровне событийности, перед вами предстанет загадочная Бермудская «зона» в Саргассовом море, где русские моряки-подводники чудом сумели избежать столкновения с американским атомоходом «Лос-Анджелес». Такой вариант поверхностного занимательного чтения вполне подходит для любителей литературного «экшена» и фантастики: тут и таинственный Страж порога, возникающий ниоткуда, и загадочные временные трансформации, и зыбкое, изменчивое пространство океана, полное странных звуков, призраков и чудес.

Если «нырнуть» в текст поглубже, вы сможете ближе познакомиться с тремя друзьями-книгочеями, которые не случайно ассоциируют себя с героями романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». «Суть Радонов уловил верно: из всех романных братьев сам он более всего походил на старшего брата Митю; Широкорад, хотя ничем себя особенным до той поры еще не проявивший, а лишь, по общему мнению, приготовлявшийся, был Иваном; младший же из них — Первоиванушкин — так тот и впрямь оказался Алешей, но только не в Бога верующим, а в науку».

Вы узнаете, как моряки-подводники, подобно братьям Карамазовым, ищут ответы на вечные «проклятые вопросы»: что есть мир и человек; как найти свое место в «насильственной жизни», где люди не понимают друг друга, да и самих себя не понимают. «Являясь противником насилия, я служу на военном флоте. Любя человека, я считаю его уродом с того света. Не собираясь жить дольше своего века, я выбираю для смерти угол поудобнее…».

Вот тут-то, дорогие читатели, вы, сами того не замечая, начнете погружаться в повествование «с головой»! Перед мысленным взором пронесутся прочитанные и прочувствованные героями романа страницы ярких и прекрасных литературных произведений (знакомых, забытых или ранее вовсе вам не известных), к которым просто невозможно остаться равнодушными. Вы будете тосковать о Красоте, которую не выразишь словами; станете в сомнениях и тревоге мечтать о Любви: «Любовь в этом мире невозможна, но она одна необходима миру. И кто-нибудь должен погибнуть… А иначе нельзя… Или любовь войдёт в мир и распаяет его… Или любви никто никогда не узнает…».

А. Лепещенко специально помещает своих героев в замкнутое пространство подлодки «между бытием и небытием» – ведь взгляд на современную реальность «изнутри» более точен и объективен. Автор дает понять, что тоска по идеалу и добру естественна и понятна в безжалостном мире симулякров (Ж. Бодрийяр), где искусственно созданная копия, не имеющая оригинала, маскирует отсутствие настоящей реальности, заполняя собой пустоту. Когда имитируются любовь, искусство, сама жизнь, «имитируется даже имитация», неизбежно «вместо самопожертвования и самоотдачи возникает идея жертвования другими – для пользы всех», человек становится «пылинкой, которую легко и не жалко погубить».

Признайтесь честно: среди множества сиюминутных забот часто ли вы задумываетесь над тем, как устроен окружающий мир, зачем вы пришли в него, в чем ваше предназначение? Возможно, вы, как и герои романа А. Лепещенко, остаетесь собой лишь во сне, а в реальности – всего лишь «те, кем хотите казаться»? Может быть, вы тоже «немощны в поступках», как герой платоновского «Котлована», который «почувствовал сомнение в своей жизни и слабость тела без истины» и не мог «дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться»?

В таком случае (если не побоитесь глубины знания о себе и готовы продолжить путь «с вершины айсберга») вас ждет новое погружение: к подножию, на самое дно – моря, текста, души.

Вы сможете, вслед за главными героями романа, проникнуть в собственное «подполье» (Ф. М. Достоевский), разобраться в своих мыслях, чувствах, устремлениях. Тогда придет осознание: трудное восхождение к подлинному и цельному Человеку проходит через преодоление внутренней раздвоенности и раздробленности, слабости и суетности, через поиски идеала «всеединства» Истины, Добра и Красоты.

Выбор за вами, дорогие читатели!

Чтение, как и любое познание, «подобно морю: тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизведанных глубин» (Вашингтон Ирвинг).

Успешного погружения!

Юлия Артюхович (Верба),

доктор философских наук, профессор,

член Союза писателей России

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here